Аистник и его акварельные цветки

Аистник и его акварельные цветки

Среди растений, которые используются в оформлении альпийских горок, есть немало трогательных звезд. Но лишь аистник способен затмить даже такие легендарные цветы, как эдельвейсы. Известный большинству садоводов по агрессивному и досаждающему собрату-сорняку, аистник способен удивить и разнообразием видов, и своими неповторимыми деталями. Его бархатные плотные листья кажутся роскошной тканью, а цветки столь трепетные и сияющие, что сразу привлекают внимание. Это одно из самых эффектных растений с летним цветением для оформления расщелин между камнями.

Аистник, или Грабельник (Erodium). © Maggie Duguid

Декоративные родственники обычного сорняка

Аистники – растения далеко не самые популярные и при упоминании их названия первая реакция чаще всего негативна. Объясняется такая репутация очень просто: обычный сорняк-однолетник, который в одинаковой мере является захватчиком огородов и полей и лекарственным растением, прославился своими стержневыми корнями и клейкостью, а не декоративностью. Но другие виды аистников на него совершенно не похожи. И судить их по аистнику цикутному или журавельнику (Erodium cicutarium) было бы большой ошибкой. Это родственники гераней, только с более плотной зеленью и немного другими, но все равно очень трогательными цветками.

Виды аистников

Аистники – достаточно большой род травянистых многолетников и однолетников, которые встречаются по всей Евразии в рамках умеренного климата и особо распространены в Средиземноморье. Из 80 природных видов в качестве декоративной культуры распространение получили всего 6 растений. Но все они – чрезвычайно декоративны. У них красота цветков не уступает в декоративности их густоопушенной листве. Но привлекательные детали крохотных растений не способны затмить их неприхотливость и долговечность. Если аистники посадить в правильном месте, то они на долгие годы станут одними из самых трогательных акцентов в оформлении каменистых садиков.

Аистник, или Грабельник (Erodium) – некрупные многолетники высотой от 10 до 50 см, создающие подушки листьев, диаметр которых всегда превышает высоту растения. Корневая система мочковато-стержневая, достаточно мощная. У стержневого корня есть несколько боковых ответвлений. Стебли распростертые, восходящие, реже — прямые, выделяются своей «клейкостью» и шершавостью, ветвятся от основания и со временем краснеют. Овальные или овально-ланцетные, часто перистые листья в прикорневых розетках расположены плотно и выделяются плотной опушкой, которая придает им серый или серебристый окрас. Край с красивыми зубчиками лишь украшает листву.

Плотная подушка мягких, так и просящихся, чтобы их потрогали, листьев прекрасно контрастирует с камнями и кажется роскошной. Но по-настоящему оценить красоту этих растений можно только тогда, когда начинается их цветение. В середине лета, иногда – и до самой осени, на тонких, средневысоких цветоносах возвышаются пятилепестковые цветки со светлым белым, розовым или сиреневым окрасом, на которых ярко выделяются прожилки, придающие цветкам эффект сияния и удивительной красоты деталей, а цветные пестик и тычинки в центре делают каждый цветок еще более трогательным. Семена растения скрываются в необычных соплодиях длиной до 4 см.

Аистник, или Грабельник (Erodium)

Виды аистника, которые используют в качестве декоративных:

Аистник Рейхарда (Erodium reichardii, у нас также известен как аистник дубровниковидный) – самый популярный аистник, внешность которого считается эталонной и наиболее эффектной. Подушка листьев у растения необыкновенно плотная. Овальные, с серо-зеленым окрасом, листья сидят на мощных черешках и выделяются и красивым рисунком прожилок, и резным краем округлых пластинок. Диаметр подушки листьев чуть превышает 20 см.

Короткие цветоносы высотой всего до 15 см несут одиночные цветки. Из-за укороченных «ножек» кажется, будто они практически лежат на подушке из листьев. Белые или светло-розовые цветки с овальными или обратнояйцевидными лепестками длиной до 1,5 см красуются красновато-пурпурными, похожими на росчерки прожилками. Это миниатюрное растение зацветает в июне и июле. У него есть разные сорта, отличающиеся окрасом цветков (белая «Альба», светло-розовая «Розеум» и др.)

Аистник Рейхарда, или Аистник дубровниковидный (Erodium reichardii)

Аистник корсиканский (Erodium corsicum) – компактное и очень трогательное растение. При высоте кустика около 10 см и лишь чуть большем диаметре подушка из красивых, бархатно-серых листьев кажется удивительно плотной и необычной. Цветки на ее фоне выглядят просто огромными. Широкие, практически смыкающиеся, с акварельным бело-розовым окрасом, они почти по всей поверхности красуются яркими вишневыми прожилками. Цветки кажутся жемчужинами на фоне темных листьев.

Аистник корсиканский (Erodium corsicum). © hereisabee

Аистник золотистый (Erodium chrysanthum) — необычный медленнорастущий аистник, цветки которого немного напоминают нарциссы. Единственный из декоративных аистников двудомный вид, у которого женская форма красуется желтоватыми цветками с темными прожилками и с фиолетовыми пестиками, а мужская — кремовыми крупными цветками с белыми прожилками и розовыми пыльниками. У растения перистые листья с узкими долями кажутся поразительно курчавыми и плотными, издалека напоминают хвою, но мягкость серо-серебристой опушки быстро выдает травянистый многолетник. Цветоносы в высоту достигают всего 15 см, но цветки собраны в пучки по несколько штук, что придает им еще большую броскость.

Аистник золотистый (Erodium chrysanthum). © Sarah Wadleigh

Аистник татарский (Erodium tataricum) – вид с очень красивыми ярко-зелеными листьями на длинных черенках, выделяющимися и ланцетно-продолговатой формой, и двойным перистым сечением, и красивыми зубчиками долей. Кажется удивительно кружевным растением. Над пышной и как будто курчавой подушкой листьев возвышаются цветоносы высотой всего до 20 см с зонтиками из 3-5 цветков с короткими, очень интересными остроконечными чашелистиками и асимметричными обратнояйцевидными, пурпурными лепестками длиной до 1,5 см.

Аистник каменистый, или аистник гелиантолистный (Erodium cheilanthifolium) – испанское малозимостойкое растение, создающее жесткие подушки из непохожих на другие виды своей плотностью перисто-рассеченных сероватых листьев. Этот вид кажется менее приветливым, но он создает самые плотные подушки. Цветет с середины лета до сентября, выпуская очень изящные и уникальные по окрасу цветки: у них три белых нижних лепестка украшены розово-вишневыми прожилками, а два верхних – более яркие и красуются пятном с фиолетово-черным окрасом. Кроме базового вида очень популярный и серо-зеленый, с нежными прожилками сорт «White Pearls».

Аистник каменистый, или Аистник гелиантолистный (Erodium cheilanthifolium). © Grupo Axarquia

Аистник Манескави (Erodium manescavi) – пиренейский вид с более ярко окрашенными цветками, растение куда более мощное. В высоту кустики достигают 40-50 м, в диаметре – более 60 см. Овально-ланцетные прикорневые листья в плотной опушке разделяются на доли (до 12 шт). Цветки расположены на высоких цветоносах в рыхлых соцветиях по 5-9 шт. Лепестки растения узкие, несимметричные, длиной до 2 см. Окрас – лилово-пурпурный. На двух верхних лепестках кроме темных прожилок ярко выделяются и пестрые пятна. Цветет в июле и августе, иногда цветение продолжается и в сентябре.

Использование аистников в оформлении сада

Трогательные аистники – растения с крайне ограниченной сферой использования в ландшафтном дизайне. Это растения для оформления каменистых садов и только. Они впишутся в облик и классических альпийских горок, и крупных рокариев, на клумбах даже с мульчей из каменной крошки их все же используют редко. Традиционно рутовники размещают в качестве солистов – яркого украшения расщелин между камнями, постепенно разрастающегося и превращающегося в кажущееся «диким», но все же такое уникальное по трогательности украшение каменистого ландшафта. Благодаря плотности подушки и акварельности цветков аистники не могут наскучить, растение выглядит поразительно самодостаточным и раскрывает красоту даже самой скромной каменной крошки.

Все без исключения аистники подходят для мини-альпинариев, каменных садиков переносного формата и оформления контейнеров. При условии дополнительного декорирования их можно использовать для украшения горшечных садов на террасе или зон отдыха.

Сегодня аистники вновь переживают период популярности, и некоторые дизайнеры экспериментируют с этим растением в миксбордерах, высаживают аистники в бордюрах или на газонах и полянках из почвопокровников, используя их плотные текстуры для новых эффектов. Но такое использование требует очень щепетильного подбора почвы и возможно только там, где речь идет об условиях, аналогичных каменным садам.

Подбор партнеров для аистника – задача неблагодарная. Растение можно высаживать и в ансамблях, но лучше оно всегда смотрится в сольных партиях, в гордом одиночестве. Аистники могут не только подавлять другие растения, но и подчеркивать их недостатки (например, на его фоне кажутся запущенными и даже невзрачными кусты шиловидного флокса и ясколки после цветения).

Условия, необходимые аистникам

При поборе почвы для этих растений нужно, в первую очередь, позаботиться о ее дренированности. Аистникам подойдет любой садовый грунт с хорошей водопроницаемостью независимо от его плодородности. Аистник Рейхарда и корсиканский нуждаются в богатой кальцием почве, аистник Манескави любит бедные грунты и гибнет в плодородных, остальные можно высаживать в более питательную почву. Для всех аистников предпочтительны почвы со слабоизвестковой реакцией.

Аистники растут только на солнечных, хорошо освещенных площадках. Для них прекрасно подходят южные, залитые солнцем площадки. Ни один из видов аистника не смирится даже с легким притенением.

Аистник, или Грабельник (Erodium)

Уход за аистниками

Эти трогательные растения на альпийских горках практически не нуждаются в уходе. Аистники являются засухоустойчивыми, хорошо мирящимися с бедными почвами культурами, которым не нужны ни поливы, ни подкормки. Если засуха затягивается в период цветения, то для увеличения его общей продолжительности можно провести глубокий полив (но не допускать переувлажнения почвы). Иногда для ускорения роста системный полив рекомендуют и для молодых растений.

При желании добиться более пышного цветения, в разы увеличить декоративность летом, проводят две подкормки аистника комплексным минеральным удобрением – до и после цветения. Но это не обязательные, а дополнительные процедуры. Фактически, обязательный уход сводится только к мульчированию — к летним мерам по предупреждению намокания растений, которые также стабилизируют температуру почвы, позволяя полюбоваться на более эффектное и обильное цветение. Для аистника мульчирование проводят только мелкой каменной крошкой или декоративным аквариумным грунтом на основе измельченных камней. Но прекрасно подойдет этому растению и песчаная мульча.

В большинстве случаев аистники в формировании не нуждаются. Но если растение слишком активно развивается или вы хотите его загустить, то сделать это можно очень просто — прищипывая верхушки побегов. Желательно удалять сухие старые листья и отцветшие соцветия своевременно.

Зимовка аистников

Зимостойкость аистников напрямую зависит от вида растения. Самый популярный аистник Рейхарда достаточно вынослив и не требует укрытия на зиму. При условии подбора хорошо дренированных почв без проблем зимует и аистник золотистый. Аистник Манескави менее зимостойкий и выжить сможет только с воздушно-сухим укрытием (вокруг растения создают окучивание их сухой почвы и листьев, а затем устанавливают каркас и обтягивают его неткаными материалами, сверху укрепляя лапником). Воздушно-сухое укрытие рекомендуют и для аистника корсиканского и гелиантолистного, но последнее растение лучше выращивать в альпийской теплице или в контейнерах с переносом на зиму для надежной защиты от морозов и сырости.

Борьба с вредителями и заболеваниями

Единственное, что угрожает аистникам в садовой культуре – сырость и переувлажнение, которые могут как стимулировать распространение гнилей, так и стать фактором заражения грибками и инфекциями. При появлении на листьях пятен проводят обработку фунгицидом. Вредители аистникам не страшны.

Аистник, или Грабельник (Erodium). © Panayoti Kelaidis

Размножение аистника

Все аистники достаточно просто размножаются (за исключением аистника золотистого, размножение которого отличается крайней сложностью, чем частично и объясняется редкость этого растения).

Семена аистника можно высеять и сразу после сбора, и весной, на небольшие грядки с рыхлой и дренированной почвой. Посев для растения проводят на глубину не больше 2 см. Можно воспользоваться и методом выращивания рассады из семян сразу после сбора. При посеве в легкую песчано-земляную смесь они в светлом месте прорастают около 1 месяца, но этому растению все же понадобится температура в диапазоне от 10 до 16 градусов. В качестве рассады можно использовать и самосев, который появляется у большинства аистников достаточно активно (если не срезать созревающие соплодия).

Гораздо более простой способ – разделение кустиков весной. Несмотря на то, что у аистников стержневые корни, плотные подушки взрослых культур всегда сформированы десятками растений. Если их аккуратно выкопать и разделить, оставив крупные 2-3 деленки, обеспечить растению более внимательный уход, аистник приживется на новом месте и быстро тронется в рост.

Подойдет для аистников и черенкование. Весной у растения нарезают молодые побеги, оставляя от верхушки 7-8 см. Укореняют черенки в смеси песка и торфа или песка и садовой почвы после обработки стимулятором роста. При поддержании стабильной влажности укоренение также (как и всходы) занимает около 1 месяца.

Анна Задорожная о принципах составления наборов акварели Schmincke HORADAM

Принципы составления наборов Schmincke HORADAM AQUARELL

Набор рабочих цветов, то есть то, что называется палитрой, формируется исходя из эстетических предпочтений конкретного художника, а также наиболее частых сюжетов. Производителям красок при составлении наборов приходится учитывать не только эти параметры, но также обращать внимание на технические характеристики: помимо способности красок смешиваться наилучшим образом и образовывать чистые и сильные цвета при смешении, это такие важные факторы как прозрачность и светостойкость.

Базовый состав акварельного набора HORADAM – это 12 цветов, у Schmincke они выпускаются в нескольких форм-факторах – наборы тюбиков по 5 и 15 мл, набор полукювет и набор полных кювет. Эти цвета:

  • 215 Lemon Yellow (холодный)
  • 224 Cadmium Yellow Light (теплый)
  • 349 Cadmium Red Light (теплый)
  • 353 Permanent Carmine (холодный)
  • 494 Ultramarine Finest (теплый)
  • 492 Prussian Blue (холодный)
  • 519 Phtalo Green
  • 534 Permanent Green Olive
  • 655 Yellow Ochre
  • 649 English Venetian Red
  • 663 Sepia Brown
  • 780 Ivory Black

Все цвета в наборе подобраны таким образом, чтобы отвечать критерию наибольшей светостойкости – 11 цветов обладают наибольшей характеристикой светостойкости в **** и *****, в то время как у Lemon Yellow *** – подобная светостойкость маркируется как “достаточная”, но данный пигмент с подобными цветовыми характеристиками не существует в более светостойкой версии. Если говорить о наиболее общих усредненных задач художника, именно такой состав набора дает огромную вариативность цветов. Три первичных цвета даются в двух вариантах: более теплом и более холодном, что позволяет получить интересные и чистые оттенки вторичных и третичных порядков. Помимо этого, в наборе есть готовые зеленые цвета, земляные оттенки, а также черный.

Читайте также:  Грибы Омской области на 2020 год

На схеме представлено положение первичных цветов в наборе (желтый, красный и синий) на цветовом круге.

Желтый – один из самых деликатных цветов в акварели, и даже незначительные добавления других цветов играют большую роль в смене оттенка. Дублировать в палитре близкие по цвету, но разные по температуре желтые цвета имеет практический смысл: желтый не только быстро загрязняется, но и расходуется быстрее других оттенков. Цвета с большей визуальной разницей в оттенке могут смотреться более привлекательно в палитре, но по факту значительно менее практичны. В цветовом круге кадмий желтый исполняет роль базового желтого, в замесе с небольшим количеством красного он будет сиять в теплых оттенках.

Кадмий красный светлый имеет отчетливый оранжевый подтон – это связано в первую очередь с его свойствами в смесях. В цветовом круге перманентный кармин ближе к базовому красному цвету. Чтобы добиться чистых фиолетовых оттенков, мы рекомендуем использовать смеси именно с перманентным кармином.

Также в наборе есть два синих цвета, более холодный (прусская голубая) и более теплый (ультрамарин). Когда эти цвета используются в чистом виде, они сильно отличаются по своему поведению: это отчетливо заметно, например, когда рисуешь небо, хотя в цветовом круге они располагаются достаточно близко друг к другу.

Нижний ряд из шести цветов в наборе – так называемые “сервисные” цвета, которые используются чаще всего. Конечно, зеленый можно получить, смешивая желтый и синий, но его наличие в уже готовом виде облегчает рисование, и особенно это касается пейзажей.

Зеленый фтало – интересный цвет для смесей. Он увеличивает возможности холодных чистых категорий в сравнении с перманентным оливковым зеленым. К тому же, им удобно рисовать, например, двери, окна и Средиземное море.

Перманентный оливковый зеленый очень полезен для смесей, и если добавлять к нему земляные тона, можно получить большой диапазон живых и натуральных зеленых оттенков.

Выбор “земель” сделан в соответствии с цветовым кругом. Желтая охра – более желтый оттенок, подходящий для песка и стен, английская венецианская красная – красноватый цвет, который часто используется для рисования крыш и красного кирпича. Коричневая сепия – оттенок с черным подтоном и собственным поведением, который часто может заменять черный, как минимум в смесях с синим.

Жженая слоновая кость – почти как белый – очень спорный цвет в акварели. Ранее черные оттенки не считались приемлемыми в акварельной живописи, но сейчас акценты сместились в пользу удобства художников. В смесях он в норме грязнит другие цвета, но, например, в смеси с синими часто используется для рисования туч и плохих погодных условий. Помимо этого, готовым черным удобно работать с категориями светлоты, и он удобен для быстрого затемнения необходимых участков изображения.

Аистник

Статья подготовлена специалистом исключительно в ознакомительных целях. Мы настоятельно призываем вас не заниматься самолечением. При появлении первых симптомов – обращайтесь к врачу.

Лечебные свойства и применение аистника обыкновенного

Ботаническое описание аистника

Аистник, или журавельник, как его по-другому называют, относится к роду однолетних растений семейства гераниевых. В зависимости от места произрастания имеет большое количество местных названий. К ним относятся такие как «бусенник», «грабельцы», «грабельник», «буськи», «малые грабельки», «игольник», «дикая морковка», «сорочьи иглы», «червивец» и «носок». Аистник представляет собой травянистое растение, имеющее стержневой корень; распростертый, шершавый, покрытый волосками и разветвленный от основания стебель достигает не более шестидесяти сантиметров высотой; перистые, очередные, длинночерешковые и опушенные листья обладают прилистниками.

Цветки аистника имеют пурпурные или лилово-розовые лепестки, чаще с явно выраженными темными прожилками. Плод представляет собой сдавленно-клиновидную, опушенную семянку коричневого цвета, заканчивающуюся спиралевидным придатком. Цветет растение обычно с мая по сентябрь, плод созревает с июня по октябрь.

Произрастает в качестве сорного растения на полях, около жилищ и дорог, в посевах культурных растений. Предпочитает песчаные почвы. Широко встречается на Урале, в Сибири, в Европейской части Российской Федерации.

Достаточно часто аистник путают с похожей на него геранью Роберта. Отличия герани заключаются в неприятном сильном запахе, более крупном размере листьев и стеблей. Герань Роберта предпочитает сырые и влажные места.

Сбор и заготовка

В качестве лекарственного сырья используются все надземные части аистника, его стебель, цветки и листья. Семена и корни, собранные обычным способом, применяются значительно реже. Наиболее часто трава растения заготавливается в период его цветения. Делают это следующим образом:
– стебель растения срезают на уровне прикорневой розетки листьев;
– производят сушку под навесами в тени, в сушилках при температуре не более 50 °C или в помещениях, имеющих хорошую вентиляцию.

Правильно подготовленное сырье пригодно к использованию не более двух лет.

Лечебные свойства и применение аистника

В результате исследований удалось выяснить, что препараты, приготавливаемые из травы аистника, обладают широким спектром действия. К нему можно отнести кровоостанавливающие, вяжущие и противосудорожные лечебные свойства растения. Настойка на основе надземной части аистника при внутреннем употреблении имеет свойство понижать проницаемость стенок кровеносных сосудов, оказывает ярко выраженное гемостатическое действие, успокаивает центральную нервную систему и кору головного мозга.

Также настойку цветков аистника рекомендуется применять в качестве несильного успокаивающего средства при бессоннице, особенно у детей и лиц пожилого возраста, и для промывания гноящихся ран. Используется аистник и для приготовления различных косметических средств. Отвар растения широко применяется в народной медицине для уменьшения симптомов простудных заболеваний, при воспалении легких, вздутии кишечника, плеврите, гинекологических заболеваниях, геморрое и стенокардии. Ванны с аистником рекомендуются для излечения детского диатеза, а также испуга и судорожных состояний.

Известно применение сухой травы аистника в виде мелко истолченного порошка для присыпки ран у животных. Кроме того, аистник издревле считается одним из наиболее полезных кормов для овец. Является хорошим медоносом.

Химический состав аистника

Во всех частях растения отмечено большое содержание биологически активных веществ. В листьях и стеблях содержатся витамины, углеводы, тритерпеновые сапонины и кислоты органического происхождения. Цветки богаты циклитолами и антоцианами, такими как пеонидин, мальвидин и их производные. Семена аистника содержат большой процент жирного масла.

Рецепты из аистника

Для лечения судорог, кровотечений и гинекологических заболеваний можно воспользоваться настоем из травы аистника. Для его приготовления нужно одну столовую ложку травы залить одним стаканом прокипяченной воды, настоять в течение семи или восьми часов, затем процедить. Принимается такой настой по 4 раза в день за 0,5 часа до еды по четвертинке столовой ложки. Такой же настой используется для обмывания небольших ран.

Для быстрого очищения гнойных ран и созревания фурункулов рекомендуется приготовить мазь. Две столовых ложки травы заливаются половиной стакана растопленного нутряного жира, настаиваются в течение четырех суток, затем смесь процеживается и хранится в прохладном месте.

Для снятия судорожных состояний, спазмов и эпилептических припадков можно воспользоваться специальным настоем травы аистника. Одна чайная ложка травы заливается 1 стаканом крутого кипятка, укутывается и настаивается около двух часов, затем процеживается. Рекомендуется принимать такой отвар 3 раза в день перед едой по две столовых ложки. Также настой из травы, заваренный в большем количестве, можно использовать для приготовления ванн детям, страдающим пищевой аллергией, с кожными высыпаниями и экссудативно-катаральным диатезом.

Хорошим эффектом обладают примочки при экземах или промывания глаз настоем цветков аистника при конъюнктивитах. Также этот настой можно использовать внутрь для снятия симптомов этих заболеваний. Для изготовления настоя необходимо 1 столовую ложку цветков залить 1 стаканом кипящей воды, выдержать в течение 15 минут на слабо кипящей водяной бане, затем снять с огня, настоять около 45 минут и процедить. Принимать средство рекомендуется не более трех раз в день по две столовых ложки.

Для лечения проявлений эпилепсии можно использовать смешанный настой травы аистника и дягиля. Приготавливается он следующим образом: одну ложку с верхом травы аистника нужно залить одним стаканом кипящей воды, укутать, настоять около двух часов, затем процедить и принимать по четвертинке ложки, добавив 20 капель настоя корней дягиля (1 литром водки залить 100 граммов тщательно измельченных корней, настаивать в течение трех недель в темном месте, регулярно взбалтывая, по мере готовности процедить).

При простудных заболеваниях горла для его полоскания рекомендуется следующий настой травы растения. Одна столовая ложка травы заливается 300 миллилитрами кипятка, настаивается в течение 8 или 10 часов, процеживается. Принимать средство необходимо не менее 4 раз в день по 0,5 стакана.

Побочные действия и противопоказания к применению аистника

Несмотря на широкий лечебный спектр аистника, существуют противопоказания к его приему. Так, например, не рекомендуется использование этого растения при тромбофлебите и варикозной болезни, при повышении свертываемости крови. Также не допускается приём препаратов из аистника людьми, страдающими запущенными формами сахарного диабета и выраженной гипертонического болезнью. Запрещено применение препаратов из этого растения для лечения детей в возрасте до трех лет.

Автор статьи: Соколова Нина Владимировна | Фитотерапевт

Образование: Диплом по специальности «Лечебное дело» и «Терапия» получен в университете имени Н. И. Пирогова (2005 г. и 2006 г.). Повышение квалификации на кафедре фитотерапии в Московском Университете Дружбы Народов (2008 г.).
Наши авторы

Акварельная бумага: как выбрать и почему это так важно?

Давно обещала рассказать про акварельную бумагу. А ведь она играет одну из ключевых ролей в создании работы.

Конечно, рисовать можно на чем угодно, но если есть возможность использовать материал, созданный специально для работы с акварелью, стоит его использовать. Это как с приготовлением пирожных, можно использовать натуральные сливки, масло, а можно взять маргарин и смешать его с сахаром. Разница колоссальна.
На не очень подходящей бумаге не получится того, что на профессиональной.

За то время, пока я преподаю, я встречала людей, считающих, что акварель крайне сложна и не получается ни в какую. Иногда дело было в совершенно неподходящей бумаге. Но не буду скрывать, акварельная техника дается не сразу, она требует понимания и практики. Выбор красок в акварели не настолько важен, как бумаги. Про краски расскажу отдельно.

Бумага в значительной степени влияет на поведение краски, играет роль ее впитываемость и, конечно, состав. Есть два основных способа работать с акварелью — по сырому и по сухому. Больше всего акварель проявляет себя на влажной бумаге, образует разводы, смешивается, течет. Это очень красиво!

Художник направляет краску, но то, как она ляжет, во многом зависит от бумаги. От того, как она воспринимает воду.

На что стоит обратить внимание при выборе?
Состав, фактура, плотность, производитель.
Чаще всего в состав входит хлопок, целлюлоза и смесь из этих составляющих в разных соотношениях.

Бумага из хлопка прекрасно держит воду, тем самым давая возможность работать дольше. За счёт того, что акварель проникает в бумагу, можно уверенно работать лессировками (когда один слой краски перекрывает другой). Чаще всего я работаю именно с хлопковой бумагой.

Бумага из целлюлозы хорошо держит цвет, подходит для графики, иллюстраций, краску можно размыть после высыхания. Сложнее можно работать лессировками. Но ложится краска иначе, чем на бумагу из хлопка.

Смеси бывают разными, стоит пробовать, мне попадались очень достойные варианты.

Бумага бывает холодного и горячего прессования.
В основном ее разделяют на:

  • Hot Pressed (HP) – Satin – гладкая, мелкое зерно
  • Cold Pressed – Grain Fin – средняя фактура
  • Rough – Torchon – c выраженной фактурой

Гладкая, сатин, прекрасно подходит для иллюстраций, миниатюр, в случаях, когда не нужна фактура.

Среднезернистая — универсальная бумага.

Торшон с выраженной фактурой хорош для масштабных работ, где фактура бумаги подчеркнёт акварель.

Плотная бумага более устойчива к многослойной работе, работе сухой кистью, требуется большее количество пигмента.

Самая распространенная плотность 185 и 300 г/кв.м. Тонкую бумагу можно натягивать на планшет.

Я чаще всего использую 185 и 300 г/кв.м.

Про производителей

К сожалению на российском рынке у меня нет любимой бумаги. Для учебы можно использовать, но попробуйте и других производителей.

В 90% случаев я выбираю хлопок, нравится Arches (Canson, Франция) Hahnemuhle (Германия), Saunders Waterford, Somerset. Есть мастерские где отливают акварельную бумагу вручную. С Fabriano у меня не сложилось, по крайней мере с сатином и торшоном. Но знаю акварелистов, предпочитающих эту бумагу.
Производителей много и стоит попробовать разную бумагу, почувствовать ее. У меня было так, что пробовала бумагу и она мне не нравилась, но спустя пару лет я начинала понимать как на ней работать..
Стоимость на бумагу из хлопка достаточно высокая, но стоит хотя бы раз попробовать. Я чаще всего покупаю поштучно в листах и нарезаю на нужные мне форматы.

Можно очень много рассказывать про бумагу, но еще лучше попробовать!

Надеюсь, кому-то было полезно.
Пусть акварель раскрывает свою красоту в ваших руках!

Аистник или Грабельник: уход и размножение в саду

Содержание статьи:

  1. Советы по выращиванию — посадка и уход в открытом грунте
  2. Как размножать
  3. Болезни и вредители
  4. Факты на заметку, фото растения
  5. Виды

Аистник (Erodium) может также в ботанической литературе встретиться под названием Грабельника. Его относят к семейству Гераниевые (Geraniaceae) и обычно в естественных условиях растение распространено на территории умеренного пояса Евразии и африканского континента. При этом, если опираться на данные предоставленные The Plant List от 2013 года, то только 2–3 вида можно в природе увидеть растущими в южных африканских районах и Австралии и такое же число разновидностей очень широко распространено по всей планете в основном в умеренном климате. В роду учеными насчитано до 128 видов.

Читайте также:  Бирманская кошка – фото, описание, характер, содержание, купить
Название семействаГераниевые
Жизненный циклОднолетник либо многолетник
Особенности ростаТравянистые изредка полукустарники
РазмножениеСеменное и вегетативное (черенкование либо деление корневища)
Период высадки в открытый грунтУкорененные черенки, высаживают в конце весны или летом
СубстратПлодородный со слабоизвестковой реакцией
ОсвещенностьОткрытая местность с ярким освещением
Показатели влажностиЗастой влаги вреден, полив умеренный, рекомендуется дренажный слой
Особые требованияНеприхотливо
Высота растения0,1–0,5 см
Окрас цветовСветло-розовый, белоснежный либо сиреневый с узором из прожилок
Тип цветов, соцветийОдиночные цветы
Время цветенияИюль-ноябрь
Время декоративностиВесенне-осеннее
Место примененияБордюры, рабатки, альпинарий, рокарии, миксбордеры
USDA-зона3, 4, 5

Свое научное наименование «эродиум» — растение носит благодаря переводу греческого слова «erodius», что означает «цапля». Связано это с тем, что плоды этого представителя флоры очень напоминают маленькую птичью голову. А так как для славян плодовая коробочка очень была похожа на клюв аиста, то траву в русском языке стали называть аистник, грабельник или грабельки, бусенник либо буськи, игольник, дикая морковка, и нелицеприятно — червивец, сорочьи иглы или носок.

Аистник принимает вид травы, но иногда может расти как полукустарник. Жизненный цикл занимает всего год, однако есть разновидности являющиеся многолетниками. Высота стеблей может изменяться в пределах от 10 см до полуметра. При разрастании побеги создают листовые подушки, поперечник которых иногда может даже превысить показатели по высоте. Эродиум обладает довольно мощной корневой системой, имеющей мочковато-стержневидные очертания. Главный корень-стержень отличается наличием боковых корневых отростков.

Стебли у растения образуются распростертыми и восходящими, изредка они принимают прямые контуры. Есть разновидности, у которых побегов полегают к почве. Поверхность ветвей на ощупь шершавая и отличается «клейкостью». Начинают свое ветвление побеги от основания, и с течением времени их окрас приобретает красные оттенки. Листовые пластины собираются в прикорневые плотные розетки. Окрас листвы насыщенный зеленый, но из-за густого опушения они выглядят сероватыми или серебристыми. На кромке листа «вырезаны» красивые зубчики. Собираясь в подушки, листва эффектно выделяется на фоне каменистого ландшафта и настолько декоративна, что хочется к ней прикасаться. Форма листьев овальная или овально-ланцетная, сама листовая пластина двояко-перистая, доли довольно мелкие.

Процесс цветения занимает период с июля до самой осени, а нередко и до заморозков. Происходит образование тонких цветоносных стеблей средней высоты. Они увенчаны цветками с пятью лепестками. Окрас лепестков светло-розовый, белоснежный либо сиреневый. На поверхности лепестков явно просматриваются прожилки, из-за которых создается впечатление сияния, что придает еще большей декоративности растению. Внутри венчика присутствует пестик и 5 пар тычинок, которые лишены пыльников, что делает цветки очень нежным.

При созревании плодов происходит образование соплодий, которые в длину достигают 4 см. То есть плод составлен 5-ю сухими плодиками, несущими в себе по одному семечку. Они располагаются вокруг базисной части цветочной оси, сильно разросшейся кверху. Когда плоды полностью дозревают, то они начинают заворачиваться вверх, но связи с осью цветка они не теряют, так как соединяются с ней удлиненными придатками. Эти придатки очень напоминают хвостики или клювики, на одной стороне их имеются волоски. Строение у хвостиков спиральное от плода, чем напоминающее штопор. При этом кончики всегда остаются прямыми с сильным заострением. В зависимости от показателей влажности хвостики могут раскручиваться либо скручиваться, поэтому, когда они лежат на поверхности почвы, то начинается процесс ввинчивания семянки в субстрат. Так происходит обсеменение.

Советы по выращиванию аистника — посадка и уход в открытом грунте

    Выбор места для посадки. Грабельник предпочитает только открытые и постоянно освещенные солнечными лучами места. Поэтому клумбы с такими растениями должны находиться на южной локации. Даже легкое притенение вредно любой из разновидностей игольника. Рекомендуется высаживать аистники в рокариях, каменных садах или альпийских горках. Даже если на клумбе укладывается мульча из каменистой крошки, то растение там не приживется. Зачастую этот кустик высаживается в качестве солитера, которым следует заполнять щели между камнями, при этом он станет разрастаться и заполнять подушками из листьев свободное пространство, создавая впечатление диких зарослей. В помещении, если аистник высаживается в контейнеры, то им можно декорировать зоны отдыха или сады из горшечных культур на террасах и балконах. Но если хочется выращивать рядом других представителей флоры, то стоит хорошо об этом подумать, так как своими темно-зелеными подушкообразными зарослями аистники подавляют их, при этом недостатки первых будут видны «как на ладони». Даже невзрачные кустики шиловидных флоксов или ясколки, которые лишились цветков, будут казаться на фоне грабельника очень запущенными.

Выбор почвы. Это растение предпочитает субстраты с повышенными свойствами дреннированности. Независимо от того, насколько плодородная почва для аистника она подойдет, если будет пропускать достаточно воздуха и воды к корням. Можно применять обычную садовую землю. Но есть некоторые разновидности, обладающие определенными требованиями при выращивании. Для Аистника Рейхарда и корсиканского рекомендуются, чтобы в грунте было достаточно кальция. Если почва будет плодородной, а не обедненной, то это приведет к гибели аистника Манескави. Все другие виды культивируют с применением более плодородного субстрата. Но для любой разновидности грабельника землесмесь должна обладать слабоизвестковой реакцией.

Удобрения. Так как игольник предпочитает в основном расти на бедных грунтах, то подкормки ему вносят только при посадке в лунку, больше они не применяются. Если хочется добиться более пышного цветения, то можно внести подкормки дважды: один раз до того, как бутоны начнут раскрываться, а второй раз после цветения. Применяют комплексные минеральные препараты.

Полив. В основном аистники являются засухоустойчивыми растениями, но если осадков долго не бывает, особенно в период цветения, то рекомендуется проводить глубокий полив кустиков, при этом, не допуская, чтобы грунт переувлажнялся. Для активного роста сеянцев рекомендуется системный полив.

Общий уход. Выполняют мульчирование почвы вокруг растения — это предотвратит намокание аистника. Пользуются каменной крошкой или аквариумным грунтом из дробленых камней. Формовка кустам не нужна, но если они сильно разрастаются, то проводят прищипку верхушек побегов.

  • Проведение зимовки аистника. У каждой разновидности грабельника различная зимостойкость. Наблюдения показывают, что лучше переносит морозы аистник Рейхарда — его на зимние месяцы можно даже не укрывать. Если грунт подобран с хорошими показателями дреннированности, то аистник золотистый выдерживает зимовку без укрытия. Аистник Манескави не такой зимостойкий, как предыдущие виды, но он переживет зиму, только если для него будет организовано воздушно-сухое укрытие.
  • Такое приспособление цветоводы готовят из слоя сухой листвы или почвы, из которых вокруг грабельника создается кучи, а затем на них устанавливается каркас. На основу натягивается нетканый материал, поверх него кладется и укрепляется лапник. Такое же укрытие рекомендовано при выращивании видов аистника корсиканского и гелиантолистного. Но многие цветоводы имеют мнение, что последнее растение лучше содержать в условиях альпийской теплицы либо посаженным в контейнеры, чтобы потом его можно было перенести на зимний период в помещение.

    Как размножать грабельник?

    Чтобы получить новое растение аистника подойдут различные способы: семенной и вегетативный (разделение куста или черенкование).

    Семенной материал помещается в почву сразу после сбора или в весеннее время. Грядки готовятся небольшими, грунт должен обладать хорошей дреннированностью. Глубина заделки семян обычно не превышает 2 см. Нередко цветоводы занимаются выращивание рассады в ящиках с торфяно-песочным грунтом. Тогда семена высеваются сразу после их снятия с растения. Емкости с семенами ставятся в хорошо освещенное место, но без прямых лучей солнца. При этом температура поддерживается в пределах 10–16 градусов. Ящик укрывается стеклом или его обворачивают прозрачным полиэтиленом. В таком случае ростки появятся уже через месяц. Важно проводить проветривания и при необходимости полив почвы. Также рассадой аистника может выступать самосевные растения, если соплодия с материнских экземпляров не удаляются.

    С приходом весны можно проводить разделение слишком разросшегося куста грабельника. Даже несмотря на наличие стержневого корня, подушки растения всегда образуются несколькими десятками экземпляров. Тогда такие листовые образования можно аккуратно разделить на 2–3 части. Нужно, чтобы деленки были крупными, так они легче укореняются и быстрее трогается в рост. Части высаживаются на новое, предварительно подготовленное место. В лунку перед высадкой нужно положить дренажный слой и почву соединить с перегноем или компостом.

    Если принято решение проводить черенкование, то только виды с древесной формой произрастания (например, разновидность Манескави). В весенний период нарезаются заготовки с верхушек стеблей. При этом длина веточек должна составлять 7–8 см. Срезы черенков рекомендуется обработать стимуляторами роста. Затем их высаживают в горшки, наполненные торфяно-песочной смесью, либо соединяют садовую почву с крупнозерновым песком. Можно грунт опрыскать стимуляторами и тогда черенки уже не потребуют обработки. Нужно укрытие, которым выступает стеклянная банка или срезанная бутылка из пластика. Если постоянно поддерживать почву в увлажненном состоянии, то укореняются веточки около месяца. Потом можно молодые аистники высаживать в подготовленные лунки на клумбе. Перед посадкой в ямку кладется дренаж и органические удобрения.

    Болезни и вредители, досаждающие аистнику

    Растение отличается отличной стойкостью к заболеваниям, и оно не страдает от вредных насекомых. Наибольшей проблемой при уходе за ним при выращивании в саду является переувлажненный субстрат и повышенная влажность. Эти факторы могут спровоцировать гнилостные процессы, и тогда грабельник поражается грибковыми болезнями и инфекциями. Если на листовых пластинах станут проявляться пятна, то рекомендовано проводит обработку фунгицидными препаратами.

    Эти же неприятности может спровоцировать высадка в слишком тяжелый субстрат. Тогда проводится не только обработка обеззараживающими препаратами, но и пересадка с применением продезинфицированной почвы.

    Факты на заметку о грабельнике, фото растения

    Растение давно известно народным лекарям или гомеопатам, поскольку спектр его действия очень широк. Сюда входят вяжущие и противосудорожные свойства, а также есть возможность останавливать кровь. Если готовится настойка из части аистника, растущей над почвой, которую принимают перорально, то она обладает ярко-выраженным гомеостатическим действием, из-за свойства снижать пропускаемость стенок кровеносных сосудов. При этом происходит успокаивающее действие центральной нервной системы и клеток коры головного мозга.

    Настойка гарабельника народными целителями применялась для средства от бессонницы, которое могло успокоить даже очень нервно взбудораженного человека, особенно это касается детей или людей пожилого возраста. Нею же промывают гноящиеся и незаживающие раны. Из-за последних характеристик средства, изготовленные на основе аистника широко применимы в косметологии. Если имеются симптомы простуды или воспаления легких, плеврита или наблюдается вздутие кишечника, то гомеопаты рекомендуют принимать отвар игольника. Это же средство можно использовать при геморрое, заболеваниях в области гинекологии и стенокардии. Если принимать ванны с травой аистника, то это способствует устранению проявлений детского диатеза, успокаивает нервы испуганного ребенка и даже приводит к прекращению судорожного состояния.

    Виды аистника

      Аистник Рейхарда (Erodium reichardii). Носит наименование Аистника дубровниковидного. Плотность листовых подушек очень высокая, в поперечнике они достигают 20 см. Листок овальной формы, серо-зеленого колера, обладает мощным черешком. На поверхности имеется красивый узор из прожилок. Кромка листвы резная. Цветки венчают собой по одному цветоносные стебли, возвышаясь над листвой на 15 см. Так как цветоносы укороченные, то цветы словно лежат на лиственной подушке. Окрас лепестков в цветках белый или светло-розовый с овальной или обратнояйцевидной формой. На поверхности присутствуют прожилки красновато-пурпурного колера. Длина их составляет 1,5 см. Цветения приходится на июнь-июль.

    Аистник корсиканский (Erodium corsicum) обладает высотой всего 10 см, при чуть больше поперечнике лиственной подушки, отличающейся сильной густотой и плотностью. Листья с бархатисто-серым покрытием. Цветки кажутся крупных размеров на фоне подушки. Лепестки в крупных цветках практически смыкающиеся, окрас их беловато-розовый. С узором на поверхности из ярко-вишневых прожилок.

  • Аистник золотистый (Erodium chrysanthum). Растение отличается медленным ростом, цветы его сходны с цветками нарцисса. Цветы образуются двудомные, причем у женской формы лепестки желтого колера с поверхностью в темных прожилках и пестиками фиолетового тона. Мужские цветки отличаются кремовым окрасом лепестков и белоснежным прожильчатым узором и наличием розовых пыльников. Листовые пластины имеют узкие доли, из-за чего выглядят курчавыми и плотными, при этом издалека они походят на хвою, но так как присутствует серовато-серебристое опушением, то понятно, что это многолетник травянистой формы. Длина цветоносов составляет 15 см. Цветки соединяются в пучковидное соцветие по несколько бутонов.
  • Видео об аистнике:



    Акварель для начинающих

    Содержание

    • История акварели
    • Что нужно, чтобы начать рисовать?
    • Техники рисования
    • Приемы в акварели для начинающих

    ​Акварель по праву считается одной из самых сложных техник рисования. Недаром говорят, что она ошибок не прощает. Тем не менее научиться рисовать этими красками все же стоит. Терпение, время, много листов акварельной бумаги – и великолепный результат превзойдет все ожидания. А после прочтения нашей статьи у вас точно всё получится!

    История акварели

    ​Как и бумагу, акварельные краски подарил миру Древний Китай. Их использовали для раскрашивания черно-белых набросков. Первыми возможности акварели оценили художники Возрождения – превосходными акварелистами были Альбрехт Дюрер и Лоррейнван Дейк. До этого подобный эффект полупрозрачности и плавных переходов можно было получить только на фресках, написанных на сырой штукатурке. На фото вы видите зайца Альбрехта Дюрера.

    ​Тем не менее, большую популярность акварель получила только в середине 18 века, когда в моду вошла портретная миниатюра. Этот жанр активно осваивали практически все те, кто интересовался рисованием. С этого момента и можно сказать, что акварельная живопись стала самостоятельным направлением в искусстве.

    Что нужно, чтобы начать рисовать?

    Акварель – сложная в освоении техника. Немаловажную роль на первых порах играет правильный выбор инструментов. Рассказываем, как их выбрать.

    Читайте также:  Как приготовить компот из груш на зиму – простые рецепты

    Виды акварели

    Акварельные краски состоят из водорастворимого клея и пигмента. В основном в профессиональных красках в качестве клея используют гуммиарабик, в любительских и детских – декстрин, вишневый клей, патоку.

    Твердая акварель выпускается в виде кирпичиков, помещенных в отдельные кюветы. Это хороший вариант для начинающих художников.

    Мягкая акварель расфасована в небольшие тюбики. Она отличается экономичным расходом и насыщенным цветом. Ею пользуются для крупноформатных работ. Перед рисованием каждый цвет выдавливают в пустую кювету или на палитру.

    Жидкая акварель. Строго говоря, это не совсем акварель, так как в ее составе не пигменты, а красители. Тем не менее, эта краска обладает всеми качествами твердой акварели. В основном ею рисуют скетчи.

    Детская акварель имеет в качестве клеевого основания патоку или кукурузный клей, поэтому ее часто называют медовой. Пигменты имеют низкое качество, поэтому краска подходит только для того, чтобы быстро нарисовать набросок.

    Если вы настроены серьезно, то лучше потратиться на небольшой набор профессионального уровня, состоящий из 12 цветов, потому что:

    1. С качественными красками легче работать, а значит, и результат будет радовать.
    2. Они дают чистые цвета, ложатся без комочков, хорошо смешиваются.
    3. Отличаются высокой пигментацией и приличной светостойкостью.
    4. В наборе есть все основные цвета, которые могут потребоваться для работы в разных жанрах: от натюрморта до портрета.

    Кисти

    Это очень важный инструмент, который определяет не только качество готовой работы, но и комфортность процесса ее создания. На каждом этапе требуется своя кисть.

    Заливки и мокрая техника предполагают использование большого объема воды. Лучше всего впитывают и отдают краску с водой мягкие кисти с натуральным ворсом пони, белки или козы. Форма и размер принципиального значения не имеют.

    Работа с задним планом является основной в любом рисунке. Это может быть листва, море, горы, здания и т. д. Здесь отлично подойдут кисти с небольшой длиной ворса. Лучше всего использовать колонковые и синтетические кисти.

    Для мелких деталей и завершающих штрихов советуем применять кисти-лайнеры известного производства. Вообще на тонких кистях лучше не экономить, иначе высок риск испортить всю работу.

    Бумага

    Правильная бумага иногда важнее, чем сами краски. Для акварели подходит только специальная бумага, на обычной рисунок превратится в грязное пятно. Но и тут есть свои нюансы.

    Многое зависит от фактуры, особенностей поверхности, бумаги и способа ее производства.

    Сатин (маркировка Satin, HP) – это бумага горячего прессования, имеющая очень гладкую или мелкозернистую поверхность. Это идеальный выбор для иллюстраций, быстрых зарисовок-скетчей, работы с лайнерами. На ней хорошо рисовать сюжеты, где много деталей.

    Фин (маркировка Fin, CP) – бумагу получают путем холодного прессования, и она имеет среднюю зернистость. Подходит для всех акварельных техник без исключения.

    Торшон (маркировка Torchon) – это крупнозернистая бумага, отличная основа для работ, где нужно подчеркнуть фактуру. Благодаря «незакрашенным» участкам можно добиться интересного художественного эффекта. Но подробной детализацией придется пожертвовать.

    Акварельную бумагу изготавливают из целлюлозы или хлопка (содержание волокон варьируется от 25% до 100%). Что лучше?

    • Хлопковая бумага дольше удерживает влагу, поэтому идеально подходит для «сырых» техник, лессировки и заливок. Минус: высокая цена.
    • Целлюлозная бумага прекрасно сохраняет цвет, но рисовать на ней чуточку сложнее, чем на хлопковой. Но зато это бюджетный вариант, поэтому для новичка, у которого точно уйдет гора бумаги, он в самый раз.

    Что касается плотности, то наиболее оптимальным вариантом считается значение 300 г/кв. м2. На такую бумагу краска будет ложиться, не растекаясь и не промачивая лист насквозь.

    Техники рисования

    Итак, теперь, когда все инструменты и материалы подготовлены, пора приступать к изучению основных акварельных техник.

    Работа плоской кистью

    Лучше всего прикрепить лист бумаги к наклоненному мольберту, это нужно, чтобы краска свободно перетекала из верхнего слоя в нижний и заливка получилась одинаковой по всему фрагменту.

    1. Нарисуйте твердым карандашом контуры рисунка.
    2. Наберите краску кистью и закрашивайте рисунок, идя от одного контура к другому. Начинайте с верха и спускайтесь слой за слоем. Линии должны быть ровными и прямыми.

  • Старайтесь немного перекрывать предыдущий слой.
  • Завершив последнюю линию, промойте кисть, отожмите и подберите ею оставшиеся на бумаге сгустки краски.
  • Работу можно оставить сохнуть под углом, и тогда на ней появятся оригинальные эффекты.

    Сухая кисть

    Суть техники в том, что на сухую бумагу наносится больше красящего пигмента, чем воды. Обычно таким образом рисуют на бумаге с выраженной фактурой – фин или торшон. Техника прекрасно передает структуры различных материалов, например, древесины или ткани.

    1. Наберите кистью краску и слегка отожмите бумажной салфеткой.
    2. Проведите боковой стороной кисти по бумаге. Дайте подсохнуть и повторите.
    3. Старайтесь прикасаться к листу слегка.

    Для этой техники лучше всего подходят круглые кисти с небольшим кончиком.

    Мокрая техника

    Этот способ применяют, когда нужно создать мягкие плавные переходы между цветами. Для этого лист бумаги предварительно обильно смачивают чистой водой.

    1. Подождите, пока пропадет влажный блеск бумаги. Излишки воды можно убрать ватой или губкой.
    2. Начинайте рисовать. Используйте только чистые цвета и делайте как можно более точные мазки.

  • Если вы хотите добиться большей прозрачности, то поверх краски можно нанести еще один слой воды.
  • Переходя к новому цвету, обязательно дождитесь, пока не пропадет влажный блеск предыдущего цвета.
  • Если нужно добавить деталей на передний план, то сначала просушите акварель в течение двух-трех часов.
  • Мокрая техника придает работе воздушность, контуры получаются нечеткими, а переходы – очень плавными. В процессе высыхании рисунок может измениться.

    Комбинированная техника

    Художники нередко соединяют мокрую и сухую техники, например, в одной выполняется фон, а в другой – передний план. Происходит это следующим образом.

    1. Бумагу смачивают не полностью, а только там, где необходимо.
    2. Прорабатывают отдельные фрагменты в мокрой технике.

  • Просушивают и работают в сухой технике, выкладывая слои краски последовательно.
  • Добавляют детали, где они нужны.
  • Внимательно следите, чтобы вода не попала на те участки листа, которые должны остаться сухими. Вовремя удаляйте излишки влаги губкой или салфеткой.

    Лессировка

    Это многослойная техника, когда краска наносится прозрачными слоями, от самых светлых оттенков к самым темным, поэтому она позволяет создавать реалистичные работы. Прелесть лессировки в том, что вы можете спокойно трудиться над работой столько времени, сколько требуется.

    1. Чтобы в разных слоях краски не смешивались, обязательно просушивайте нижний слой светлых мазков перед нанесением поверх него более темной краски.
    2. Мазки должны быть аккуратными, а граница между ними – хорошо заметной.
    3. Обычно в данной технике рисуют отжатой (сухой), полувлажной или мокрой кистью из волоса колонка или белки.

    В итоге у вас получится работа с мягкими, практически воздушными планами и большим количеством деталей.

    Самое главное в акварели – это не бояться и не сдаваться. Конечно, будет много неудач и смятых листов бумаги, но постепенно вы обязательно научитесь. Например, отлично помогают базовые упражнения из этого видео:

    Приемы в акварели для начинающих

    • Мазки могут самыми разными. Художники рекомендуют: смело экспериментируйте с ними. Ставьте кисточкой точки, рисуйте линии, делайте их сплошными и прерывистыми. Ищите свою манеру письма.
    • Смешивать цвета можно на палитре или на отдельном листе акварельной бумаги. Не бойтесь смелых сочетаний, но не забывайте заглядывать в специальные таблицы смешивания цветов и пользоваться цветовым кругом.

  • Заливка – это покрытие больших фрагментов работы одним цветом, удобнее всего делать её плоской кистью.
  • Для создания общего тона используйте отмывку. Краска наносится не более чем в три слоя, каждому из них нужно дать просохнуть, чтобы спокойно прописать тени и детали.
  • Градиент подразумевает очень плавный переход мазков из одного темного в другой более светлый.

  • Вытягивание краски выполняют так: чистой сухой кистью собирают на листе излишки краски и делают мазок. Он получается на тон-полтора светлее остальных.
  • Белый цвет в акварели делают очень просто: не закрашивают нужный фрагмент бумаги, оставляя его белым. Это называется резерважем.

    Выходить за контуры или нет?

    Как правило, перед рисованием контуры набрасывают карандашом. Делайте это легкими движениями, стараясь, чтобы линии получились едва заметными. После нанесения краски их вы уже не сможете стереть. Закрашивая контуры, можно слегка за них выходить, чтобы красочный слой их закрыл. Но лучше всего научиться создавать изображение вообще без контурных линий.

    Как исправить кляксу?

    Посадили пятно? Ничего страшного. Сбрызните его из пульверизатора чистой водой и промокните бумажным полотенцем. Повторяйте, пока не уберете кляксу полностью.

    Также можно убрать кляксу сухой чистой кисточкой, но действовать нужно быстро, пока краска не расползлась.

    Нужна ли маскировочная жидкость?

    Если вы переживаете, что краски затекут туда, где вы планировали оставить белый участок, то нанесите на него специальную маскировочную жидкость и дайте высохнуть. Потом ее можно удалить обычным ластиком.

    Аистник (Грабельник)

    Латинское название: Erodium

    виды “Аистник”

    Содержание

    • 1. Описание
    • 2. Выращивание
    • 3. Болезни и вредители
    • 4. Размножение
    • 5. Первые шаги после покупки
    • 6. Секреты успеха
    • 7. Возможные трудности

    Описание

    Род Аистник входит в семейство Гераниевые. Почти 130 видов одно- и многолетних травянистых растений и полукустарников приноровились к существованию отнюдь не в оранжерейных условиях. В зонах их произрастания не слишком питательные почвы, дуют холодные зимой и жаркие летом ветры, температура воздуха опускается до 20°C ниже нуля.

    Присмотревшись к семенам растений, можно обнаружить, что их форма напоминает голову и клюв аиста. Именно это сходство и определило название рода.

    Корень у Аистника стержневой, уходящий вглубь почвы. Молодое растение образует прикорневую розетку, которая отмирает по мере отрастания побегов. Стебель ветвящийся, иногда стелющийся. Стеблевые листья перистые, бывают зелеными, сероватыми, серебристыми. Аистники приято делить на группы — узколистная, испанская, круглолистная. Все наземные части растения покрыты густым пушком.

    Цвести Аистник начинает летом. Одиночные или собранные в соцветия (3–8 штук) цветы окрашены в различные оттенки розового, лилового, сиреневого, белого. Держатся они до осенних заморозков.

    Листьям растения нашлось применение в народной медицине. Отвары и настойки помогают при лечении простуды, кожных заболеваний, останавливают внутренние кровотечения. Стоит упомянуть и о «магических» качествах Аистника. Считается, что зашитые в ладанку листья оберегают путешественника от дорожных напастей, а засушенное растение предотвращает семейные ссоры.

    Выращивание

    Аистники отлично украшают бордюры и альпинарии. Не редки случаи, когда растение произрастает на одном месте свыше двух десятков лет, не демонстрируя явных признаков старения. Оно прекрасно обходится собственными силами и не требует от владельца постоянного внимания.

    При контейнерном выращивании понадобится глубокая емкость, не препятствующая росту корня. Обязательно наличие дренажного слоя и отверстий. Регулярное рыхление улучшает воздухопроницаемость грунта.

    Видовые Аистники в отличие от сортов и гибридов хорошо размножаются самосевом. Увеличить количество растений можно черенкованием и делением куста. Первый способ больше подходит для видов с одревесневшими стеблями. Верхушечный черенок длиной 4–8 см. отрезают до начала цветения. Его помещают в песчано-торфяную смесь и накрывают полиэтиленом. Ставят на хорошо освещенное место. Пересадку в открытый грунт можно проводить осенью. Если в регионе суровые зимы, процедуру рекомендуется отложить до наступления весны.

    При делении куста важно использовать чистые инструменты. Каждую часть сразу же надо поместить в подготовленную заранее лунку. Новое растение обильно поливают, дальнейший уход осуществляется по стандартным правилам.

    Болезни и вредители

    Размножение

    Семенами, черенками, делением куста.

    Первые шаги после покупки

    Аистники чаще всего выращивают из семян. Всхожесть у них не самая лучшая, поэтому рекомендуется приобретать посадочный материал текущего года.

    Семенам нужна скарификация — разрушение защитной оболочки. Достаточно слегка потереть их наждачной бумагой или же перетереть с крупным песком.

    Семена помещают на поверхность субстрата и аккуратно засыпают слоем почвы, толщиной приблизительно 1 см. Сверху накрывают стеклом или полиэтиленом. Содержат при температуре около +20°C, ежедневно проветривая.

    С появлением сеянцев понадобится яркое освещение с непременной защитой от прямых солнечных лучей. Почву следует аккуратно рыхлить и понемногу увлажнять. Пикировка проводится сразу же после образования одного настоящего листочка.

    Секреты успеха

    Аистник относится к неприхотливым представителям флоры. Он может жить в полутени, но наиболее комфортно чувствует себя на хорошо освещенном участке.

    Растению подходит любая дренируемая садовая земля. Только некоторые виды нуждаются в повышенном содержании в грунте кальция.

    Молодые Аистники поливают регулярно, но умеренно. Ни в коем случае нельзя допустить застоя воды, в емкости необходимо обустроить дренажный слой. При уличном содержании взрослые растения обходятся без поливов.

    Подкормки не обязательны, но желательны. Органические удобрения вносят перед высадкой в грунт и ранней весной, комплексные минеральные — летом.

    Аистник отлично зимует под снегом. При отсутствии «натурального» укрытия, его функции выполняет лапник или полиэтилен.

    Возможные трудности

    Медленный рост и скудное цветение — результат недостаточного освещения.

    Причиной преждевременной гибели растения чаще всего становится избыточное увлажнение. Поливать Аистник надо только после подсыхания верхнего слоя грунта.

    Комнатное растение страдает в мелкой емкости. Горшок или контейнер, изготовленный из любого материала, обязательно должен быть глубоким.

    Продлить период цветения поможет своевременное удаление отцветших цветов.

    Аистник крайне негативно реагирует на пересадку. Если необходимо переместить растение, следует ранней весной или поздней осенью провести перевалку.

    Подпишитесь и получайте описания новых видов и сортов в разделе “красивоцветущие (садовые)” на почту!

  • Ссылка на основную публикацию