Зачем подковывают лошадей

Зачем нужно подковывать лошадей

Лошади — прекрасные и очень умные животные. Они приносят исключительно радость и пользу человеку, именно поэтому о них нужно заботиться. В первую очередь следует знать, зачем подковывают лошадей, ведь правильное подковывание — один из самых важных этапов содержания данного животного. Фермеру нужно знать, какие бывают виды подков и как подковывают лошадей.

  1. Зачем лошади нужна подкова
  2. Виды подков
  3. Как правильно производить подковку
  4. Полезные советы для фермера

Зачем подковывают лошадей

Иногда, у неопытных и малознакомых с лошадьми людей возникают сомнения в том, действительно ли нужна эта процедура и больно ли лошади. Зачем подковывают лошадей, если на вольном содержании дикие особи прекрасно обходятся без этого? Подкова — простое средство защиты копыт, как обувь у человека. Современные подковы защищают ткани копыт от механических повреждений и различных болезней.

Некоторые фермеры при должных знаниях проводят такую процедуру как ковка подковы самостоятельно в домашних условиях. Также есть и коннозаводчики, которые заказывают набойки и приглашают специалиста для их установки. Перед выбором набойки лучше всего проконсультироваться с профессионалом, чтобы точно не ошибиться с размером и материалом. Можно пообщаться на различных форумах с заводчиками и конюхами из разных стран, а также посмотреть фото и видео.

Зачем лошади нужна подкова

Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков. Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей. Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.

Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны. Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже. На данный момент такое крепление является самым надежным.

Функции набойки у лошадей
  • лошадиная подкова защищает ткани от механического повреждения, и животному удобно наступать на грунт и бегать;
  • способствует устойчивости на скользких поверхностях и помогает закрепить ногу;
  • сводит до минимума вероятность получения травмы;
  • выполняет ортопедическую функцию.

Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.

Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные.

Существуют параметры, по которым выбирают подковы
  • вес тела;
  • размер копыта;
  • выполняемая животным работа.

Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине. Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер. Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.

Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду. Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков. При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.

Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.

Виды подков

Безусловно, самым старым и проверенным материалом даже для современной подковы является именно металл. Все виды из металла и его ковка даже в настоящее время сохраняют популярность. Но в свете научно-технического прогресса резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества. Среди них можно выделить такие:

  • Пластик и резина являются лучшими амортизаторами, чем металл.
  • Для крепления таких подков не нужны гвозди, так как они имеют свое специальное крепление, которое является цельной частью набойки.
  • Пластиковые и резиновые подковы выигрывают в весе: они значительно легче своих металлических аналогов. Именно поэтому их чаще используют для спортивных лошадей.

Существуют и другие мнения. Некоторые специалисты утверждают, что клеевая основа, на которую крепится подкова для лошадей, вредит животным, так как состоит из химических веществ. Другие же утверждают, что «легкая обувь» способствует улучшению самочувствия лошадей.

Как правильно производить подковку

Подковыванием лошади занимаются специально обученные люди — ковали. Они знают, как правильно подковать домашнего коня, какие есть виды подков, сколько они продержатся и как при этом не сделать животному больно. Обычно хорошие специалисты занимаются как и изготовлением, так и подковкой животных. Они работают в конноспортивных клубах и нередко за отдельную плату могут оказать такую услугу на выезде.

На самом деле все на так просто, как кажется на первый взгляд. Ковка — это работа, требующая немалой физической силы и нервной устойчивости. Иногда она может быть травмоопасна, если лошадь нервничает или не приучена к подковке, поэтому на первом этапе этого процесса лошадь нужно зафиксировать. Спокойную лошадь обычно привязывают за недоуздок. Если же животное нервное и буйное, то его придется поставить в станок.

Как подковать лошадь правильно? Конечно, подковку начинают с измерения копыта, которое переносится на специальную стальную планку. Затем эту планку обрезают до нужных размеров, согревают и охлаждают в воде, после чего постепенно обрабатывают концы. Затем эту заготовку нагревают еще раз, но уже без охлаждения, придавая ей нужную форму. Но на этом работа не заканчивается, так как такая набойка еще не имеет отверстия для гвоздей. Для того чтобы сделать такие отверстия, размечают канавку, это обычно делают циркулем. Затем изделие еще раз разогревают и пробивают отверстия под гвозди (ухнали). После этого уже готовую подкову шлифуют, чтобы избежать нежелательной травмы лошади. Только по исполнению всех мер безопасности лошадь начинают подковывать.

Этапы ковки лошадей
  1. Если это не молодая лошадь и она уже имеет набойку, то старую подкову нужно удалить. Для этого существуют специальные инструменты: ковочный молоток, обсечки и клещи. Если в подкове коня остаются сломанные гвозди, их обязательно удаляют.
  2. Как бы плотно ни прилегала набойка, если щель остается и туда попадает мусор, проводят расчистку копыта. Для этого используют копытный крючок и щетку. Также на этом этапе копытному рогу, если он был деформирован, придается правильная форма.
  3. Теперь можно снять мерки, чтобы узнать, какой номер нужен лошади. Для этого копыто измеряется по длине, ширине между стенками и на пятках.
  4. Часто бывает так, что подкова не идеально подходит к копыту, так как каждая лошадка уникальна. В таком случае коваль дорабатывает ее на наковальне.
  5. Подкова укладывается на копыто и очень аккуратно крепится гвоздями. Гвозди, которые вышли наружу обрезаются около копытного рога, затем под них ставят специальные клещи и молотком зажимают, чтобы подтянуть набойку и копыту. Далее острые края шлифуются рашпилем.

Следует быть очень внимательными и осторожными, так как неправильная набойка и сама установка могут оставить лошадь инвалидом. Чтобы самому подковывать своего любимца, нужно поучиться у опытного и грамотного коваля, а еще лучше первые попытки осуществлять под присмотром специалиста.

Полезные советы для фермера

После того как вы подковали лошадь, нужно проверить, комфортно ли ей. Для этого нужно провести питомца шагом, и если конь не начнет хромать рысью, значит, набойка установлена правильно. Показателем того, что лошадь подкована хорошо, является ее спокойная ходьба и бег без прихрамывания. Также рекомендуется сразу не нагружать только что подкованную лошадь. Изготовление подковы занимает не так много времени. Для 2-х опытных ковалей это дело 15 минут.

Естественно, что для изготовления подковы одному понадобится гораздо больше времени и сил. Как же часто нужно перековывать лошадь? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как это зависит от многих факторов, таких как степень нагрузки, износа, а иногда и просто повреждения подковы. В среднем подковы меняют раз в месяц (30 дней). Чаще без особой надобности это делать не рекомендуется, дабы избежать заболеваний копыт.

В конечном счете ковка жеребца — занятие достаточно простое, если знать того, кто может помочь с этим делом или научить правильному проведению процедуры. Если соблюдать все правила по подковыванию и выгулу лошадей, вырастить здоровых и выносливых скакунов будет проще простого.

Зачем нужно подковывать лошадь и как это делать?

  1. Назначение и частота подковки
  2. Разновидности подков
  3. Необходимые инструменты
  4. Пошаговая инструкция
  5. Больно ли лошадям?

Одомашненные кони нуждаются в дополнительной защите для копыт потому, что их образ жизни существенно отличается от диких сородичей. Последние много двигаются и контактируют только с естественной средой, поэтому роговой слой у них прочный и не стачивается преждевременно. Лошади в конюшнях живут совсем иначе, поэтому хозяева должны проявлять заботу.

Назначение и частота подковки

В современном мире кони живут в конюшне. Они двигаются меньше, чем дикие сородичи, поэтому копыта становятся мягче. Одновременно с этим лошади делают тяжелую работу, поэтому нагрузка на ноги довольно большая. В итоге копыта стираются быстрее, чем растут. Лошади с изношенными копытами испытывают боль, хромают или вовсе отказываются ходить.

Еще в древние времена люди старались защитить копыта лошадей, которые им служили. Тогда использовали своеобразные ботинки из метала. Со временем стало ясно, что такая обувь приносит животному дискомфорт. Для улучшения качества жизни коней придумали меньшие по размеру накладки из прочного металла.

Подкованная лошадь не испытывает дискомфорта от постоянного контакта с асфальтовым или бетонным дорожным покрытием. В зимнее время подкова оснащается специальными шипами для улучшения устойчивости коня. Периодически накладки меняют. Частота подковки зависит от условий проживания и основной деятельности животного.

Копыта у коня растут, причем неравномерно. Правильный уход предполагает смену подков 1 раз в месяц. Важно, чтобы подковы соответствовали размеру копыт.

Если все сделать правильно, то лошадь будет ходить легко и уверенно.

Разновидности подков

Изделие должно быть комфортным для коня и делать его передвижение более безопасным. Существуют основные виды подков: спортивные, стандартные, ортопедические. Каждая группа имеет модификации, которые предназначены для определенной деятельности. Более того, подковы различаются по размеру и материалу.

Спортивные

Предназначены для участников скачек, конкурсов. При изготовлении используют пружинную сталь, алюминий или сплавы. Подковы легкие и прочные. Вес и форма изделия зависят от вида соревнований, в которых принимает участие лошадь. Для скачек используют легкие модели в 120 г и менее, для многоборья подойдут подковы весом в 180-200 г. В последнем случае утяжеление происходит за счет утолщения в нижней части и бортов.

Стандартные

Используются для подковки рабочих лошадей. Изделие весит не менее 200 г, в зависимости от размера показатель может доходить до 720 г. Комплект включает съемные дополнительные шипы: округленные, маленькие для летнего периода и острые, крупные для зимнего гололеда.

Подковы стандартного типа могут изготавливаться как кузнецами, так и в заводских условиях.

Ортопедические

Могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика. Наборы подков подбирают индивидуально в зависимости от травмы коня. Конструкция полностью зависит от потребностей лошади. Ортопедический тип нужен для уменьшения болевых ощущений, быстрого заживления и выравнивания походки.

Внешне такие подковы напоминают обувь с пружинными креплениями и ремешками из пластика. При креплении не используются гвозди, что позволяет быстро заменять их. Такие подковы дорогостоящие, поэтому некоторые заводчики коней используют более дешевые альтернативы. Последние изготавливают из пластика. Для крепления используются маленькие гвозди или клей. Внешне подковы не отличаются от стандартных.

Легкие алюминиевые подковы предназначены для спортсменов. Изделия из пластика помогают лошадям оправиться после травмы. Помимо вышеперечисленных есть и особые резиновые подковы. Такие изделия защищают копыта коней, которые задействованы в туристических развлечениях. Резина не наносит вреда дорожкам и аллеям.

Существуют современные подковы для скакунов. Они не крепятся гвоздями, а только клеем. Интенсивные нагрузки заставляют хозяев часто менять их, поэтому отсутствие гвоздей значительно упрощает перековку.

Необходимые инструменты

Кузнецы и заводчики больших табунов пользуются станком для очистки и подковки копыт. Хозяева небольшого количества лошадей редко используют такое приспособление, а зря. По своей сути станок предназначен для ограничения движения животного. Коня заводят внутрь, поднимают ногу и ставят ее на перекладину. Это существенно упрощает как подготовку, так и саму ковку.

Откажитесь от подручных материалов. Для проведения подковки необходимо использовать специальные приспособления. В противном случае вы можете не просто принести боль лошади, а и вовсе травмировать ногу. Инструменты для процедуры:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с разными насечками;
  • обсечка;
  • копытный нож;
  • ключ;
  • молоток.

Для крепления подковы используются гвозди. Изделия имеют особую шляпку и загнутый штифт, изготавливаются ухналями. Гвозди имеют 6 видов размеров в пределах 45-70 мм. Крепления одноразовые, нельзя использовать их после снятия подковы. Следите, чтобы все инструменты были чистыми, безопасными и хорошо заточенными.

Пошаговая инструкция

Обычно подковку производят раз в 4-8 недель в домашних условиях потому, что вызов профессионала довольно дорогостоящий. Необходимо подготовить коня к ковке.

Подготовительные действия проводятся следующим образом.

  • Поднимите ногу лошади в удобное положение. Подымайте медленно, чтобы животное перенесло центр тяжести и не упало. Зажмите ногу коня между своих колен так, чтобы копыта располагалось перед вами. Лошадь может толкнуть, чтобы освободиться. Для собственной безопасности стоит придерживать копыто одной рукой.
  • Уберите с копыт старые подковы, если таковые есть. С помощью обсечки и молотка снимите заклепки. Лезвие инструмента поставьте на зажим и слегка ударьте молоточком, чтобы ослабить. Для полного снятия используйте металлические съемники. Губками инструмента возьмите внешнюю часть подковы и раскачайте. Такую же процедуру проведите на внутреннем основании. Продолжайте, пока подкова не снимется с копыта.
  • Очистите нижнюю часть копыта. Уберите всю грязь пробойником. Двигайтесь сверху вниз, от задней части к передней. Для более тщательного очищения используйте щетку с металлической щетиной. Осторожно обрабатывайте зону возле треугольной впадины в центре копыта – она очень чувствительна.
  • Используйте копытный нож для того, чтобы убрать ороговевший слой, этот процесс подобен обстриганию когтей. Режьте неглубоко, чтобы не травмировать коня. Используйте только хорошо заточенный инструмент.
  • Щипцами для обрезки копыт удалите излишки роговой стенки. Эта часть должна выпирать на 7,5 см от линии роста волос над копытом. Используйте щипцы, если стенка выпирает больше. Следите за тем, чтобы линии срезов были ровными и прямыми. Режьте от задней части к передней. Если у коня неровная поступь, то с более изнашиваемой стороны срезайте меньше. Будьте внимательны при различных особенностях копыт, по возможности проконсультируйтесь с кузнецом.
  • Для сглаживания и выравнивания подошвы используйте напильник. Копыта должны быть гладкими и ровными. Действуйте осторожно, чтобы не навредить лошади.
Читайте также:  Виды и сорта хризантем, классификация садоводов любителей

После таких подготовительных работ можно приступать к подковыванию коня. Если стоит выбор между слишком маленькими и слишком большими подковами, то выбирайте последние. Их можно с легкостью подкорректировать. Непосредственно подковывайте лошадь своими руками по следующей инструкции.

  1. Произведите примерку подковы. Ступни лошадей разные по размерам, отличаются на всех ногах и могут быть асимметричными. Сделайте замеры и убедитесь, что изделие подходит по размеру и форме.
  2. Если подкова не подходит, нужно скорректировать ее. Даже если изделие выполнено по предварительному заказу, оно может немного не подходить. Для придания нужной формы существует 2 метода. Если есть навыки работы с металлом, то нагрейте подкову до мягкости, согните или подгоните ее под копыто. Придать нужную форму можно и холодным методом. Работа более трудоемкая, но не требует особых навыков. Используйте наковальню, молоток и клещи для проведения работ. Некоторые опытные кузнецы используют напильник и точильный станок для уменьшения размеров и изменения формы.
  3. Используйте гвозди для фиксации изделия на копыте. Приложите подкову так, чтобы она прилегала к кромке. Вставьте гвозди в отверстия. Вкручивайте их под тупым углом с центра наружу, чтобы не покалечить животное. Металл должен пройти через роговую стенку. Помните, что к чувствительной части копыта гвозди не прибивают. Лучше используйте специальные материалы для подковки, у них скошенный угол среза и специальная маркировка. Некоторые современные подковы крепятся на клей.
  4. Торчащие части гвоздей загните и удалите. Для этого используйте раздвоенную часть молотка. Откручивайте и отрывайте кончики щипцами. Над отверстием, по направлению к носку, оставьте около 5 мм загнутого кончика. Так гвоздь будет безопасно удерживать подкову неподвижной.
  5. На внешние концы гвоздей ставят заклепки. Используйте заклепочкин или крепкие щипцы из метала.
  6. Все шершавые части на стенке копыта отшлифуйте. Используйте напильник, обрабатывайте даже незначительные шероховатости. Если заметили лишний роговой слой над кромкой подковы, удалите щипцами. Для проверки качества работы проведите по копыту тканью, она не должна цепляться.

По такому же алгоритму обработайте оставшиеся копыта. Учитывайте, что подковы для передних и задних копыт отличаются по форме.

Больно ли лошадям?

Копыто состоит из рогового вещества, нервные окончания в нем отсутствуют. Эта часть чем-то схожа с когтями других животных. Если начать подковывать лошадь без должной подготовки, то она может воспротивиться. Это связанно не с болью, а со страхом. Перед первой процедурой молодого коня нужно приучать к тому, что нужно давать ногу кузнецу.

Если лошадь тревожная, то моральная подготовка должна быть более основательной. Периодически стучите по копыту небольшой деревяшкой. Потом приложите подкову и стучите уже по ней. Все делайте постепенно, без лишнего давления на животное. Если не провести такую подготовку, то лошадь может получить травму во время подковки из-за собственного страха.

Важно понимать, что только опытный коваль знает, как проводить подковывание коня, не причинив ему боли. Самыми опасными являются случаи, когда гвозди располагаются близко к чувствительной зоне (центральной впадинке) или задевают эту область. В таком случае коню не просто больно. Неосторожность станет причиной травмы, может пойти кровь. Лошадь может начать хромать временно или остаться такой на всю жизнь.

О том, зачем нужно подковывать лошадь и как это делать, смотрите в следующем видео.

Зачем подковывают лошадей?

Подковывание лошадей практикуется давным-давно, и первые примитивные подковы появились примерно в III — IV веке нашей эры. До этого копыта животных защищали приспособлениями из растительных волокон и кожаных ремней, что давало весьма сомнительный результат. С развитием коневодства ковочное дело приобрело широкое распространение, а мастера, которые этим занимались, пользовались заслуженным уважением. Сейчас существует много видов подков, и выбор зависит от сферы использования коней, породы, состояния копыт и других факторов. Но зачем подковывают лошадей, если в природе они прекрасно обходятся без этого?

Зачем подковывают лошадей

Лошадь без подков

Предназначение подков

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.

Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта

Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.

Подковы необходимы лошадям

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы и шипы, комплект

Подковы для лошадиных копыт

Разновидности подков

Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.

Подковы, гвозди, шипы

Набор титановых подков для скаковой лошади

Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.

Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.

Современные подковы для лошадей

Вариант зимней пластиковой подковы с протектором

Терапевтические ботиночки для лошадей, имеющих проблемы подошвы, ламинит и т.д. Не для работы. Для гуляния, расшагивания и т.д.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Набор инструментов для ковки

Ящик с инструментами

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Ухнали для ковки

Как выполняется ковка

Частота ковки зависит от нагрузок, которым поддаются животные и скорости отрастания копытного рога. В среднем, эта процедура выполняется раз в месяц, хотя спортивным лошадям подковы менять приходится чаще. Животным, задействованным в барьерных и гладких скачках, в школах верховой езды, подковы ставят чаще всего только на передние конечности, для конкура и многоборья необходимо подковывать все четыре. Если лошадь содержится в домашней конюшне, на твердую дорогу выпускается редко, необходимости в подковах нет вообще.

Правильная ковка выполняется поэтапно:

  • удаляются изношенные подковы;
  • копыта очищаются от грязи и мусора;
  • снимаются мерки;
  • подгоняются и крепятся подковы.

Такая работа требует много терпения, находчивости и физической силы, ведь справиться с большим и подвижным животным совсем не просто. Иногда молодые и строптивые лошади не дают коваться, норовят ударить или укусить мастера. В этих случаях процесс растягивается: в первый день кузнец только приподнимает поочередно животному ноги и стучит по копытам молотком. На следующий день подковывают одну и две ноги, на третий день – остальные. За это время конь привыкает к мастеру и лучше переносит ковку. А теперь рассмотрим процесс выполнения подробнее.

Шаг 1. Поднимают ногу лошади и вычищают набившийся в подкову мусор крючком. Тщательно вычищать пока не нужно, главное – убрать по краям, чтобы удобно было подцепить подкову.

Копыто со старой подковой и подошвой, забитой опилками

Опилки вычищаются специальным крючком для ухода за копытами

Шаг 2. Берут клещи, захватывают ими край старой подковы и резким движением отрывают вместе с гвоздями.

Кузнец снимает клещами старую подкову

Шаг 3. Теперь хорошо вычищают все, что набилось в копыто, при помощи копытного ножа снимают отросший роговой слой по всей поверхности.

Специальным ножом с закругленным концом кузнец снимает старый слой подошвы

Шаг 4. Рашпилем обтачивают всю поверхность и особенно кромки копыта. Обработанный участок должен быть совершенно плоским, чтобы подкова легла ровно и плотно.

Рашпилем кузнец обтачивает и ровняет копыто в том месте, куда будет прибивать подкову, края копыта и особенно зацеп

Шаг 5. Завершив с одним копытом, точно так же обрабатывают все остальные.

Задние ноги расчищаются так же

Шаг 6. К подготовленному копыту прикладывают новую подкову и снимают мерку, то есть, намечают, насколько изделие нужно подогнать. Подгонку выполняют молотком на металлической наковальне.

Примерка стандартной подковы

Каждую подкову нужно подогнать под форму копыта

Шаг 7. Еще раз примеряют подкову, и если все нормально, начинают ее прибивать. Первый ухналь забивают в первое зацепное отверстие, второй – на противоположной стороне и в такой поочередности идут все остальные гвозди. Ухнали забивают строго перпендикулярно плоскости подковы, поэтому их острия вылезают наружу из копытного рога. Для животного это не создает никакого дискомфорта – в роговице нет нервных окончаний, а значит, и боли не возникает.

Шаг 8. Торчащие концы ухналей загибаются молотком к нижнему краю копыт, затем подгоняют вплотную зацеп. После этого подкова должна сидеть крепко на ноге и сдвигаться при надавливании.

Кузнец забивает гвозди

Гвозди торчат наружу сквозь копыто

Читайте также:  Выбираем лучшие сорта сладкого и острого перца на 2020 год по советам специалистов

Снаружи гвозди загибаются

Молотком пригоняется подковный зацеп к копыту

Совет. Если есть смещения, придется все переделать заново, иначе во время ходьбы или бега подкова начнет болтаться и мешать животному.

Шаг 9. Для дальнейших действий потребуется металлическая подставка в виде толстой крепкой трубки высотой около полуметра. Для обработки передних копыт ее ставят перед лошадью, для задних – возле брюха. Ногу животного поднимают на подставку и обсечкой удаляют выступающие острия ухналей.

Нога лошади на подставке

Специальным инструментом удаляются концы гвоздей

Шаг 10. Берут рашпиль и еще раз обтачивают копыто, сравнивая его кромки с подковой.

Рашпилем сравниваются края копыта и подковы

Если возникает необходимость в использовании шипов, а на новых подковах отверстия под шипы отсутствуют, их несложно изготовить самостоятельно. Для этого после примерки и подгонки подковы нужно просверлить четыре отверстия – по одному в передней части, перед зацепом, и по одному в области пятки (в конце гвоздевой дорожки). Размер отверстий должен соответствовать диаметру ножек шипов.

Просверлив отверстия, в них нарезают резьбу и вкручивают шипы. Прибивают точно так же, как и стандартные. Следует учесть, что изделия с шипами нужно крепить на все четыре конечности, в противном случае лошадь будет ощущать дискомфорт при беге и даже может травмировать связки.

Кузнец делает в подкове отверстия для шипов

И резьбу в отверстиях

Потом прикручивает шипы

Осталось только приколотить подкову к лошади

Без специальных знаний и навыков не стоит и пытаться подковать лошадь самостоятельно. Неумелые действия могут привести к серьезным проблемам со здоровьем животного, так что лучше не рисковать. Но тем, кто имеет опыт содержания лошадей, умеет правильно расчищать копыта, можно попробовать выполнить ковку под руководством профессионала.

Видео — Зачем подковывают лошадей

Подковывание лошадей: история возникновения, цель процесса и его особенности

Наверняка каждый, кто видел одомашненную лошадь, задавался вопросом – зачем подковывают лошадей? Ведь в естественных условиях эти удивительные животные обходятся без подков и прекрасно себя чувствуют. Что толкнуло человека на такое решение и есть ли в этом смысл?

  • 1 История возникновения подковы
  • 2 Для чего подковывают лошадей
  • 3 Конструкция подковы
  • 4 Разновидности подков
  • 5 Особенности подковки лошадей
  • 6 Что чувствует лошадь в этом момент

История возникновения подковы

По историческим данным, страной, придумавшей «обувь» для лошадок является Азия. Поскольку случилось это еще до нашей эры, первые подковы несколько отличались от тех, что есть сегодня. Внешне они напоминали тростниковые или кожаные башмаки, и крепились к копыту специальными веревками или ремнями. Естественно, такие подковы быстро снашивались и требовали частой замены.

Подкова — древнейшее изобретение.

Примерно во втором веке до н.э. появились подковы из железа. Их крепили в ноге при помощи гвоздей, из-за чего животное не редко получало травмы. Сам процесс подковывания был тоже слишком сложным, поэтому подобная практика быстро закончилась. Со временем лошадь стала помощником не только в домашних делах, но и на войне. Постепенно амуниция всадника утяжелялась, нагрузка на животное росла, и копыта стали изнашиваться еще быстрее.

Так продолжалось до пятого века уже нашей эры. В это время изобрели подкову, максимально похожую с современной. Она учитывала строение копыта, его особенности и почти повторяла его форму. Благодаря этому процесс ковки облегчился как для людей, так и для животных.

В Российской империи подкова появилась благодаря Петру І. В 1715 году он пригласил лучших европейских учителей-кузнецов, которые учили местное население всем тонкостям этого дела. С того времени подкованная лошадь стала обыденным явлением, а изготовление подков – настоящим мастерством.

Для чего подковывают лошадей

Копыто животного создано так, что его твердая часть склонна к регенерации. Изнашиваясь в ходе постоянного движения, она постепенно восстанавливается, чем надежно защищает ноги лошади. Грунт, трава и самостоятельный выбор маршрута передвижения гарантирует животным комфортное существование без дополнительного ухода всю жизнь.

Когда лошадь одомашнили, ее жизнь сильно изменилась. Теперь им приходилось носить тяжелые грузы и ходить по твердой поверхности. Ткань копыт не успевала регенерировать, поэтому в скором времени лошади хромали, а далее даже отказывались передвигаться, поскольку малейшее движение причиняло им сильную боль.

Стало ясно, что без дополнительной помощи лошадь не сможет нормально существовать рядом с людьми. Поэтому человеку пришлось придумать подкову – специальную защиту, которая минимизирует снос копыт при любых нагрузках.

Конструкция подковы

Подкову делают из различных металлов, даже из серебра.

Обычная подкова представляет собой выгнутую пластинку с отверстиями. В свою очередь, пластина состоит из таких элементов:

  • Ветви, внутренние и внешние части подковы от пятки до зацепа.
  • Верхняя часть, примыкает к копыту.
  • Внешняя часть, контактирует с дорогой.
  • Зацеп – маленький выступ в передней части подковы, поднятый вверх.
  • Гвоздевая дорожка.
  • Внутренние и внешние бока.
  • Отверстия для шипов и гвоздей.
  • Пятка – закругленный конец подковы.
  • Шипы – элементы, укрепляющие сцепление подковы с дорожным покрытием. Используются в экстремальных погодных условиях.

    Разновидности подков

    Для скаковых лошадей используют легкие алюминиевые подковы.

    Если раньше лошадей использовали только для домашнего и военного дела, то теперь их можно встретить в полицейских патрулях, выступающими в цирке, на спортивных аренах и т.д. В связи с этим появился большой ассортимент подков.

    По материалу изготовления подковы бывают:

    • Алюминиевые. Рассчитаны для участников скачек.
    • Резиновые. Используются для лошадей, которые задействованы в прокате людей по городским паркам.
    • Пластиковые. Клеятся к копыту, используются при травмах.

    По цели использования:

    • Стандартные. Весят 200-720 грамм, применяются к рабочим лошадкам. В комплектации к ним идут съемные шипы для летнего и зимнего периода. Изготавливаются на заводе и личных мастерских.
    • Спортивные. Весят в пределах 120-200 грамм. Ставятся скакунам, участвующих в забегах, конкурсах и многоборье.
    • Ортопедические. При их изготовлении используют сталь, пластик и алюминий. Форма подбирается индивидуально под копыто животного, с учетом травм и его состояния.

    Особенности подковки лошадей

    Подковать лошадь можно самостоятельно, но для этого надо набраться опыта.

    Некоторые хозяева предпочитают самостоятельно подковывать своих лошадей, но делать это надо только в том случае, если уже есть подобный опыт. Лучше всего обратиться за помощью к специалисту.

    Процесс подковки состоит из таких этапов:

    • Подбор подходящей по размеру и модели подковы.
    • Надежное закрепление ноги животного, тщательное очищение копыта специальным крючком от всех загрязнений. Некоторые особи на этом этапе могут проявлять свой нрав, поэтому мастер для успокоения использует легкий наркотик.
    • После чистки мастер щипцами срывает старую подкову и начинает аккуратно шлифовать уже копыто: удаляет наросшую ткань и оставшиеся куски стрелки.
    • Подкова примеряется к копыту. Если она больше, мастер подгоняет ее строго по нужному размеру.
    • Подкова крепится при помощи специальных гвоздей. Их острые концы после забивания хорошо видны снаружи копыта. Позже они будут загибаться, и удаляться специальным приспособлением.
    • На завершающем этапе зацеп подковы подгоняется к копыту, все края сравниваются. Все, у животного новая «обувь»!

    Легкие и съемные подковы — современный вариант лошадиной обуви.

    По времени этот процесс быть разным, многое зависит от способностей кузнеца и состояния копыт скакуна.

    Важно! Подковка лошадей – достаточно тяжелое физическое занятие, поэтому мастер должен обладать не только опытом и силой.

    Что чувствует лошадь в этом момент

    Многим интересно, больно ли лошади в момент подковки. Ученные утверждают, что нет. В копыте нет нервных окончаний, поэтому животное может ощущать только легкий дискомфорт при процедуре, но и он со временем проходит.

    Но все равно надо быть очень осторожным. Если загнать гвоздь очень глубоко, он может доставать до нервов и вызывать сильные болевые ощущения. В некоторых особей начинается кровотечение. Поэтому даже опытному кузнецу следует быть очень осторожным, поскольку неправильная подковка может спровоцировать у животного пожизненную хромоту.

    В видеоролике рассказывается о том, когда и как можно подковать лошадь:

    Зачем подковывают лошадей

    В старину оправдано говорили, что без копыта нет лошади. Даже маленький камешек, забившийся под стрелку, способен вызвать намины и травмы копыта. А чрезмерное стирание и надлом рогового слоя намного опаснее. Чтобы защитить ноги скакуна, люди еще в древние времена придумали «лошадиную обувь» — подковы. Теперь они неотъемлемая часть конной экипировки.


    Предназначение подков

    В современном коневодстве существует два противоположных мнения о необходимости ковки. Многие лошади хобби-класса не требуют этой процедуры, чего не скажешь о спортивных скакунах или тех, которые работают на твердых дорожных покрытиях. В этом случае подковы необходимы для защиты подошвы от чрезмерного снашивания и заломов рогового слоя.

    Зачем подковывают лошадей:

    • для дополнительной устойчивости на мягком грунте, скользком травяном или снежном покрытии — оснащаются шипами;
    • для улучшения качества движений при выездке;
    • для балансировки в беговом и скаковом спорте;
    • для лечения и реабилитации после травм — специальные ортопедические накладки и резиновые подковы используются для коррекции постава, баланса движений, при заболеваниях ног и копыт;
    • для защиты от быстрого стирания подошвы;
    • для защиты копыт от ударов и чрезмерной нагрузки во время прыжков в конкуре и троеборье.

    Разновидности

    Стандартная подкова состоит из двух веток, имеет форму незавершенного овала с гнездовой дорожкой и отверстиями для гвоздей. Отдельно изготавливаются пластины для передних ног лошади с одним зацепом и для задних — с двумя. Также они различаются по размеру: от 0 (самый маленький) до 9 (самый большой). В процессе ковки все разновидности, виды подков подбираются индивидуально и подгоняются кузнецом под каждую ногу лошади.

    Помимо размеров, современные подковы для лошадей различаются по предназначению.

    1. Для скаковых и спортивных лошадей — самые тонкие (до 4 мм) и легкие подковы (не более 120 г). Изготавливаются из мягкой «пружинной» стали. Для бега по мокрой и скользкой дорожке используются специальные пластины с трапециевидным сечением. Шипы запрещены.
    2. Для выездки и конкypа — легкие и тонкие подковы (до 10 мм) со скошенными внутрь пяточными ветвями. Во избежание травмы ног шипы запрещены.
    3. Для работы на твердом каменном или асфальтированном покрытии — с массивными ветвями и дополнительными прокладками (фальца). Оснащаются шипами для большей устойчивости.
    4. Для рысаков — подковы с разной массой для передних и задних ног: первые более тяжелые — 210 г, вторые — легкие (120-180 г). Толщина в среднем 8-10 мм. Применяются для правильного баланса и бега рысака.
    5. Ортопедические — пластины с дополнительными накладками или лечебными прослойками. Подбираются индивидуально по назначению ветеринара.
    6. Синтетические — подковы из полиуретана без гвоздевых отверстий. Гибкие и со временем адаптируются к индивидуальной форме копыта. Крепятся с помощью специального клея. Подходят для лошадей с тонкими и проблемными копытами, которым противопоказаны стандартные металлические подковы. Используются в конкуре для лучшей амортизации ударов о землю во время прыжка.

    Инструменты

    У каждого кузнеца есть набор специальных обязательных инструментов. Условно их можно разделить на две группы: для изготовления подков и сапожные (чтобы подковать лошадь).

    Конный «маникюрный» набор включает следующие приспособления:

    • кувалда — для работы с холодным и горячим металлом;
    • щипцы — чтобы достать гвозди и снять старую подкову;
    • молоток-дорожник — для выделывания гвоздевой дорожки во время ковки;
    • молоток-пробойник — для проделывания отверстий для гвоздей;
    • рашпиль — большая пилка для зачистки рогового слоя;
    • копытный крючок — для расчистки подошвы от грязи;
    • копытные ножи — для срезания старого рогового слоя;
    • клещи (кромкообрезные кусачки) — для удаления края копыта.

    Процесс выполнения ковки

    После ковки лошадь обязательно нужно поводить, чтобы проверить движения, не хромает ли и равномерно ли распределяется нагрузка на все 4 ноги. Важно помнить, что неправильная ковка или некачественно выполненная процедура может стать причиной разрушения и деформации копыта.

    Каких лошадей нужно подковывать и как это делают

    Подкова в современном виде появилась в начале нашей эры. Лошадей в ту пору активно применяли в самых разных областях. Профессия кузнеца была очень востребована. И сегодня лошадей подковывают в любой серьезной конюшне или клубе. Со временем появился новый ассортимент конских «туфель», в чем-то изменились технологии.

    Зачем лошадям подковы

    Предки современных скакунов жили в дикой природе. Как известно, их никто не подковывал. Однако человек «обувает» домашних животных уже много сотен лет. На это есть несколько основных причин:

    • Дикие лошади в природе сами выбирали дорогу. Они старались скакать по траве, мягкой почве, обходили неудобные участки с острыми камнями, расщелинами. С человеком эта возможность пропала. Нагрузка на копыта увеличилась.
    • Лошади были основным транспортом. Им приходилось перевозить тяжелые грузы, людей. Всадники иногда надевали доспехи. Все это серьезно нагружало копыта.
    • В естественной природе не встретишь каменные дороги, брусчатку и другие покрытия, которые тоже вредят конечностям. Их верхний твердый слой разрушается быстрее, чем отрастает.

    Древние люди пытались уберечь копыта коней. Поначалу на них надевали подобие обуви из тростника или кожаные «сандалии». Вероятно, сначала такие изделия появились в Азии. Около III–IV вв. люди хорошо освоили работу с металлами. Подковы приобрели почти современный вид.

    Сегодня лошадей используют не так активно, поэтому они подолгу стоят в конюшнях. Верхний роговой слой копыт становится мягче. Он быстрее стирается, пробивается камешками. В результате появляются мелкие травмы, деформации.

    Другая проблема — сухой копытный рог, тоже вызывающий травмы. Появление сухого рога провоцируют песчаные манежи, пол из асфальта в стойле. Часто влагу сохраняют при помощи специальных мазей. Препараты, как правило, импортные, дорогие и не всегда эффективные. Как альтернативу, используют оливковое масло или обычную глину, которой смазывают на ночь подошвы.

    В трещины на копытах попадает грязь, микробы. Начинается воспаление. Животное испытывает дискомфорт, хромает. Иногда лошади из-за боли совсем отказываются двигаться.

    После травм подковы уже необходимы. Они оберегают поврежденные участки копыт, выполняют и роль ортопедических изделий. Например, жеребятам 3–4 месяцев корректируют копытца.

    Подковы улучшают движение — помогают не скользить на льду, мокрой траве, земле. Подкованные кони проще справляются с препятствиями, например, в спорте. Внешний вид во время выступлений тоже выигрывает.

    Когда можно не подковывать

    «Обувать» лошадь не всегда обязательно. Это зависит от условий работы — интенсивности, грузов, жесткости грунта. Когда копыта в хорошем состоянии, и бегает лошадь по мягкой земле, от процедуры желательно воздержаться. Раньше так и делали:

    • В VIII–IX веке в Италии и Франции ковали только лошадей, которые скакали по твердым городским дорогам.
    • На юге Российской империи рабочих коней «обували» на зиму и в распутицу. Это защищало от гололеда и размытых, скользких грунтовых дорог. Летом подковы не использовали.
    • В Монголии когда-то не водили коней к кузнецам. Местная порода отличается на редкость прочными копытами. Плюс заботились о животных мало. Хотя пастухи в других странах, например, у нас, тоже не ковали своих лошадей.
    Читайте также:  Казацкий можжевельник: лучшие сорта, правила посадки и тонкости ухода за растением

    Сегодня работают те же принципы. Но иногда без ковки нельзя. Например, в спорте конь весом около 500 кг с всадником преодолевает препятствие в 1,5 м высотой. При приземлении ноги бьются о грунт с силой в десятки тонн на 1 м².

    Если лошадь не подковывают, это не значит, что конечностям не требуется уход. Их все равно регулярно чистят, копыта подпиливают.

    Как выбрать подкову

    Сегодня можно найти изделия из разных материалов. Они отличаются качеством, назначением, формой и прочими характеристиками.

    Классические подковы, как правило, делают из стали. Содержание углерода в сплаве небольшое, поэтому они поддаются подгонке даже без нагрева. Для передних ног подковы делают округлыми, для задних — немного вытянутыми. Это объясняется формой копыт.

    Классическая лошадиная подкова — это узкая пластина, выгнутая дугой. Включает несколько частей:

    • пятки — округлые концы;
    • зацеп, или отворот — выступ в противоположной, передней части;
    • ветви — наружная и внутренняя — соединяют первые два элемента;
    • отверстия для гвоздей.

    В гололед или при беге по мерзлой траве устанавливают еще шипы. Для них тоже иногда делают отверстия.

    Нижняя поверхность подковы соприкасается с грунтом, верхняя — с копытом. При выборе обращают внимание на ветви. Наружная часть служит опорой. Она должна быть максимально гладкой. Если ветви — неровные, подковы неплотно прилегают к копыту. В итоге, нагрузка распределяется неправильно, неравномерно. Роговой слой повреждается.

    Осматривают отверстия для гвоздей. От них зависит ковка и безопасность животного. Важны расположение, контуры, форма и другие нюансы:

    • У кромки подковы снаружи внизу есть гвоздевая дорожка — выемка для шляпок, благодаря которой они не выступают и меньше стираются.
    • Не должно быть отверстий близко к пяткам и зацепу. Выемки в неправильных местах приводят к травмам. Гвозди повреждают ткани под роговым слоем.
    • Количество отверстий зависит от размера подковы: 6, 8, 12.

    Существует 13 размеров изделий. У каждого — определенные вес, толщина, величина между пятками и другие характеристики, в соответствии с которыми модель подбирают под скакуна.

    Продаются подковы, как правило, парами: отдельно для задних или передних копыт. Ширина полотна у средней — 22 мм, толщина — 8. Выбирают конкретный вид в зависимости от цели:

    • Простые стандартные набойки. Используют для упряжных коней. Весят 200–720 г. Как правило, в комплект входят съемные шипы. Зимние длиннее и острее, летние — наоборот. Делают на заводах или в кузницах вручную.
    • Ортопедические. Производят из стали, алюминия, пластика. Конструкция, форма отличаются, зависят от травмы или дефекта. С такими подковами копыта заживают быстрее, а боль при движении — меньше. Назначает их ветеринар.
    • Спортивные. Делают из пружинной стали и других сплавов, алюминия. Для каждого вида спорта подходят свои разновидности. Самые легкие — для скачек: до 120 г.

    Встречаются современные конструкции из пластика, для которых не нужны гвозди. Их заменяют пружинные крепления, ремешки. Пластиковые подковы похожи на сандалии, легко крепятся, быстро снимаются. Стоят дорого.

    Более дешевый современный вид тоже делают из пластика, но конструкция у них проще. Такие подковы больше похожи на привычные, их крепят маленькими гвоздями или особым клеем.

    Как подковать лошадь

    Самостоятельно надевать изделия в домашних условиях не стоит. Это сложная и опасная работа. Учитывается множество нюансов, нужна подготовка. В случае ошибки человеку или животному потребуется серьезная медпомощь.

    В Российской империи и в советское время было много хороших кузнецов. Сегодня традиции ковки лошадей постепенно теряются. Среди современных мастеров можно ориентироваться на Валерия Жигуна и Юрия Колубелова. Хороший кузнец обязательно знает анатомию конских ног, вплоть до каждого сухожилия.

    Инструменты условно делят на два вида:

    • для изготовления, подгонки: наковальня и прочие;
    • для заправки копыт: молоток, кусачки, клещи, рашпиль, нож с закругленным концом.

    Процедура состоит из следующих шагов:

    1. Подготовка. Очищают копыта от грязи, опилок и прочего. Используют специальный крючок. Подводят животное к особому станку. Непривыкшие или нервные лошади иногда сопротивляются. Их привязывают к станку. Поблизости не должно быть других коней или еды. Успокоительное использовать вредно.
    2. Берут, подгибают переднюю ногу, «седлают» заднюю. Поддевают старые подковы клещами, отрывают.
    3. Расчищают лошадь. Удаляют лишнюю роговину и ненужные части стрелки — эластичного амортизатора. Для снятия слоя старой подошвы берут нож с закругленным концом. Обтачивают, ровняют рашпилем. Особое внимание уделяют области зацепа.
    4. Примеривают подкову, готовят подходящие гвоздики. Последние используют только один раз. Нельзя надевать короткие подковы. Так нагрузка распределяется неправильно, страдают суставы.
    5. Даже если размер известен, и лошадь «на приеме» у кузнеца не впервые, каждую подкову подгоняют. Делают это вручную с помощью наковальни, молотка.
    6. Надевают подкову. Первый гвоздь забивают в отверстие, ближайшее к зацепу. Второй — напротив него. Дальше спускаются к нижней части подковы, чередуя стороны. Гвозди торчат, но если все сделано правильно, лошади не больно. Это все равно, что проткнуть или подпилить отросший конец ногтя у человека. Гвозди загибают.
    7. Подгоняют подкову. Стучат молотком по зацепу.
    8. Помещают ногу животного на стояк. Так называют большой штырь, сделанный из металла. Поначалу его располагают впереди лошади. Для задних конечностей стояк помещают немного сбоку от конского живота.
    9. Удаляют выступающие кончики гвоздей (барашки). Их обрубки плотно приминают к копыту. Для этого предварительно место выхода снизу немного подпиливают. Причем длина откусанного барашка примерно равна ширине гвоздя. Обработанные кончики должны получиться не ниже 2 см от края лошадиной подошвы.
    10. Рашпилем обрабатывают копыта, выравнивают их края. Когда все сделано верно, в области зацепа подкова выступает на 1 мм, сбоку — на 2, в районе пяток — на 3–4. Цифры не случайны. При движении пятка раздвигается на 6–8 мм. Учитывают особенности животного, грунт. Например, при работе в снегу или в глубоком грунте выпуск нужен меньше. Иначе подкова быстро оторвется. Молодые лошади часто наступают себе на ноги и срывают подковы. Здесь выпуск совсем не нужен.

    Некоторым спортивным скакунам «обувают» только передние ноги. Для городских животных, например, полицейских используют шипы.

    Как часто происходит замена

    Новые подковы для лошадей требуются примерно каждые 45 дней. Этот порядок пришел еще из российской кавалерии. Хотя тогда у коней в стойлах был пол из глины, засыпанный опилками. Сегодня чаще встречается асфальтное покрытие. Кавалерийские лошади скакали чаще по траве, земле, а не по песку в манеже или каменному покрытию мостовой.

    Срок замены — примерный. Учитывают и индивидуальные особенности. У разных особей в одинаковых условиях роговина растет с неодинаковой скоростью. Кому-то меняют подковы каждый месяц, другие нормально ходят и два.

    Многое зависит от питания, нагрузок. Движение и правильный рацион помогают правильному обмену веществ. Перекорм, например, овсом, тоже вредит состоянию копыт.

    Ковка лошади — процедура, требующая мастерства и определенных знаний. Немногие делают работу правильно, что грозит серьезными последствиями. Лучше посоветоваться с ветеринаром и доверить это дело хорошему кузнецу.

    Зачем лошадям подковы?

    Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. Подковы известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло. Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.

    О возникновении подковы

    Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.

    Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также с помощью веревок.

    В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы. Костюмы наездников тяжелели, лошадям приходилось таскать на себе больший груз, актуальность подков возросла в разы. В это время люди научились крепить подковы специальными гвоздями, которые называли ухнали. Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить на босой, неподкованной лошади считалось позорно.

    Подковы и дикие лошади

    У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом

    Дорогие подковы

    Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли. Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго. При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.

    Что будет, если лошадей не подковывать?

    Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль. Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать. Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.

    Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.

    Виды подков

    Подавляющее большинство современных подков делается из металла, а точнее из мягкой низкоуглеродной стали. В подкове есть специальные отверстия, предназначенные для вкручивания подковных шипов. Подковы для передних и задних ног различаются по форме и максимально приближены к естественной форме лошадиного копыта. Каждая подкова имеет отвороты для лучшей фиксации на подошве копыта.

    Однако технологии не стоят на месте, и уже сегодня многие применяют подковы из пластика. Утверждают, что пластиковые подковы ничуть не хуже, а даже лучше, металлических. Во-первых, по сроку службу, а во-вторых, по амортизации. Современные подковы могут изготавливаться даже из резины. Есть зимние подковы с шипами для ходьбы лошади по скользким поверхностям. Это особенно актуально для лошадей, задействованных в скачках и туризме, т.к. поскользнуться на мерзлой траве, заледеневшей дороге может быть опасно не только для самой лошади, но и для наездника.

    Сегодня есть даже ортопедические подковы. Они помогают лошадке правильно распределить вес, чтобы копыта получали равномерную нагрузку. Ортопедические подковы помогают справиться с заболеваниями копыт.

    Расчистка копыт.

    Подкова предотвращает стачивание копытного рога, но и способствует накоплению на подошве копыта различного мусора, от которого могут завестись паразиты или появиться неприятные болячки. Для того чтобы это не происходило, копыто необходимо расчищать. Расчистка копыт это ответственное дело, которое можно доверить только профессионалу -ковалю или триммеру.

    Коваль – это человек, который подковывает лошадь и проводит расчистку копыта непосредственно перед ковкой. Задача коваля подготовить копыто к ковке так, чтобы подкова максимально прилегала к подошве. Его работа по расчистке несколько агрессивна и топорна. После ковки лошадь некоторое время ходит прихрамывая, т.к. ей нужно время, чтобы приспособиться к «новому» копыту.

    Совсем недавно появилась профессия триммер. Триммер придерживается принципа натуральной расчистки копыта. Опуская лишние детали и профессиональный сленг, отметим, что натуральная расчистка копыт идет лошадке на пользу, т.к. триммер имитирует естественную изнашиваемость копытного рога. Это тонкая работа, требующая долгой практики и серьезного обучения. Зато после такой расчистки лошадь не только не хромает, но и избавляется от различных ортопедических заболеваний.

    Строение копыта лошади

    Копыто лошади состоит из трех элементов:

    1.роговая стенка, включающая три слоя –внешний, средний и внутренний. Внутренний слой заканчивается белой линией, которую отчетливо видно на копыте. Вдоль белой линии и должны находиться гвоздевые отверстия подковы, т.к. она нечувствительна.

    2.Подошва копыта – на нее приходиться основная нагрузка удара ноги.

    3. Роговая стрелка. Ее главная функция в ослаблении ударной волны, т.е. в амортизации.

    Как подковывают лошадей?

    Если лошадь приучена к ковке, ее можно просто привязать. Если же лошадь куют первый раз или у нее непокорный нрав, то есть смысл приобрести специальный станок для подковки.

    Перед ковкой копыто необходимо расчистить.

    Затем с помощью все тех же ухналей (гвоздей) подкова прикрепляется к копыту. Ухналь это основной инструмент подковки, но на подкове есть и дополнительные элементы для фиксации – отвороты.

    В первый день куются передние ноги, на второй день – задние.

    Подкова должна идеально соответствовать форме копыта, иначе лошадке будет неудобно ходить, а это чревато последствиями.

    Доверяйте подковку опытным мастерам – кузнецам, ковалям. Это тяжелый труд, требующий сноровки, опыта и мастерства.

    Если подковать лошадь неправильно?

    Когда неподкованная лошадь наступает на копыто, оно расширяется. Ударная волна от нагрузки идет по роговой стрелке, мякишу к сухожилию, а гасится в костной ткани. Это называется буферным механизмом. Когда лошадь подкована нагрузка идет только на роговую капсулу, распространяться дальше ей мешает подкова. Если лошадь подковать неправильно, это может привести к серьезным травмам, повреждениям суставов и сухожилий.

    Ухаживайте за своими лошадками правильно!

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

  • Ссылка на основную публикацию