Гастрохилус японский — Сад “Сад1” — Елена (id2567)

Сад Елены Асташкиной

Начало создания сада – 2004 год

Впервые я увидела фотографии сада Елены в Интернете несколько лет назад и сразу почувствовала, что этот сад мне очень близок. Определив его как японский, начала читать статью. Каково же было мое удивление, когда Лена назвала свой сад не японским! Правда, с оговоркой, что в основе его лежит японская философия. Конечно, я с ней была не согласна. И дело вовсе не в том, что в саду есть японская беседка или камни. Дело в самом образе сада, в тех чувствах, которые он вызывает, в той поэтической грусти, свойственной большинству японских садов и которую я почувствовала в саду у Елены.

Именно поэтому один из вопросов, которые я задала Елене, интересовал меня больше всего – почему она решила делать японский сад? Или, используя ее выражение, сад, в основе которого лежит японская философия. Получив ответ, я решила привести здесь ответ Елены полностью, так как лучше сказать просто не смогу:

«Только одно словосочетание “японский сад” действовало на меня просто завораживающе. Еще во время учебы в МАрхИ я приобрела книгу «Le jardin japonais». К сожалению, она оказалась на французском языке, но в итоге была залистана мною до дыр. Тщательно изучая каждую деталь, я раскладывала их на составляющие, а потом собирала заново. Затем стала скупать все книги по японским садам. Я не уставала восхищаться той естественной их красотой без сложных замысловатых деталей, пытаясь разгадать их секреты. Мысль, сделать хотя бы кусочек в этом стиле, не оставляла меня. Но как, если на участке стоит совсем неяпонский дом, забор, да и соседние дома-громоздилы? Но ведь так хотелось! Самой главной задачей я считала погружение в художественный образ, а не копирование отдельных элементов из японских книг. Постепенно я осознала, что заученными фразами из японских книг нельзя выразить силу воздействия на нас их природного пейзажа. Мне очень близка философия известного садовника Ogawa Jihei Xl, известного также под именем Уэдзи. В его садах четко прослеживается связь между прошлым, где соблюдены все традиционные каноны и будущим, где умело вводятся черты европейского ландшафтного стиля. Свой сад я называю садом для прогулок в природном стиле, на русский лад, но с японской философией. Ведь от “духа места” избавиться невозможно, и закрыть ладошками окружение нависающих домов не получится, даже если посадить большие деревья».

Думаю, многие со мной согласятся, что в таком подходе к созданию японского сада заключен секрет успеха? В любви и глубоком изучении предмета, в анализе садов и вдумчивом применении техник и приемов. Кроме того, Елена побывала во многих садах и парках Японии: «Так как я тщательно изучала все книги, то, приехав туда, испытала ощущение, что я здесь уже была. Но самое сильное эмоциональное впечатление осталось от сада мхов Сайходзи (Киото) и городского парка в г. Нара. Также мне понравились современные японские придомовые садики в жилых кварталах, на примере которых можно поучиться совмещать прошлое и настоящее». Интересно: вроде бы разные сады, и мне довольно сложно проследить пристрастие Елены к определенному типу японского сада. Таинственный Сайходзи, сад-храм; гостеприимный парк для прогулок, где свободно расхаживают олени; небольшие частные сады, доступ куда часто и вовсе ограничен. И сад Елены, на первый взгляд, совсем другой. И все же в чем-то близкий по ощущениям: открытый и закрытый одновременно, где четкие линии перемежаются размытыми мазками, а цветовые всплески не противоречат, а подчеркивают монохромность и строгость. В каждом весеннем цветке, в каждом камне, в каждом повороте дорожки здесь чувствуется образ автора, вложившего в этот сад душу.

В самом начале Елена составила план своего сада. Однако он оказался, выражаясь ее словами, «наивным и неосмысленным». Второй план был быстро прорисован, но гораздо глубже осознан. Впоследствии он обрастал новыми идеями в процессе строительства. Сад сам подсказывал, что ему мешает, а что нравится, автору оставалось только прислушиваться. Несмотря на то, что участок находится на склоне, перепад высоты был небольшим – около двух метров. Елена усилила его. Теперь в саду есть два больших холма. На одном из них посажены клены гиннала, яркими огнями вспыхивающие в осенний период, на другом – спиреи, создающие дополнительный объем на холме .

Для Елены самым трудным в создании сада было приблизить его к существующей реальности. Органично вписать в него и огородик, и стоянку для машин, и мангальную зону. Постараться, по возможности, скрыть соседские дома и «пейзажи», которые совсем не вписываются в сад. «Вызвать ощущение, что, хотя и гуляешь по 15 соткам, на самом деле находишься в большом саду, где за каждым поворотом ожидает что-то новое». Вторая сложность – дороговизна и трудоемкость. Ведь для того чтобы расставить большие камни, необходимо использование техники. Именно поэтому зачастую приходилось отказываться от камней больших размеров, выбирая те, которые можно установить с помощью рабочих.

В своей вступительной статье я отнесла сад Елены к эрмитажным садам. Хотя, правильнее было бы говорить лишь о некоторых приемах и элементах. Эрмитажные сады – это, по сути, те же прогулочные сады, но меньших размеров. Они принадлежали аристократам, которые, уйдя от дел, становились литераторами, художниками, священниками и мастерами чайной церемонии. Одна из основных особенностей этих садов – их сложная структура, благодаря которой путь через сад становился длинным, отчего сам сад казался гораздо больше. Этот путь приводил, в конце концов, к уединенному месту для медитаций. Внимательно рассматривая сад Елены, я обратила внимание, что дорожки там никогда не проложены прямо, по кратчайшему расстоянию. Где-то они огибают плотные посадки спирей, где-то обходят камень. Иногда разросшиеся камнеломки буквально заставляют посетителя выбрать иной путь, более длинный. И эти дорожки приводят к японской беседке для ожидания, где можно медитировать, читать, изучать что-либо. По словам самой Елены, в этой беседке бывает приятно поспать или с кем-то просто поболтать.

Елена виртуозно работает с формами растений. Одно из ее любимых растений – спирея «Little princes». Честно говоря, вначале я даже подумала, что это самшиты и азалии – так живописно они обнимают камни. Но, конечно, в нашем климате сажать такое количество нежных растений Елена, будучи профессиональным ландшафтным дизайнером и хорошо зная растения, не стала бы. Она подыскала им достойную замену. Вообще, глядя на этот сад, понимаешь, что здесь нет ничего лишнего и случайного, каждый кустик занимает свое место, каждый камень играет свою роль в композиции сада. Ничего не хочется добавить или убрать. Сама Лена говорит, что работа с растениями для нее – самое приятное и легкое дело. В питомник она едет не со списком предполагаемых покупок, а с «образом и своим чувством от будущего сада». Она считает очень важным уметь отказываться от понравившегося растения, чтобы не испортить цветовую гамму и композицию сада.

Все больше проникая в глубину замысла Елены, понимая, насколько ее сад индивидуален и самобытен, в конце концов я осознала, что отнести его к какому-либо определенному типу невозможно. Здесь можно встретить море из гравия с островами (сухой пейзаж), беседку для ожидания и пошаговые дорожки (элементы чайных садов), есть место в доме, откуда можно любоваться садом как картиной, раздвинув окна, точно также как в садах для созерцания (сады при дзенских монастырях или сады цубо). В результате талантливого сочетания всех этих элементов мы видим уникальный японский сад, который я бы, скорее, назвала «садом-загадкой». Плавные очертания массивов растений, подернутые солнечной дымкой первоцветы, таинственная беседка, наполовину скрытая в зарослях высоких кустарников, яркие прощальные вспышки осенних кленов – во всем этом есть нечто неповторимо романтичное и лирически-грустное.

И кажется мне, что догадка моя верна, что Елена сознательно не раскрывает свой сад до конца. Она словно бережет для одной себя нечто личное и сокровенное, оставляя это за рамками своих чудесных фотографий и показывая лишь то, что положено видеть стороннему наблюдателю. Но я продолжаю надеяться, что когда-нибудь мы сможем проникнуть в тайну этого прекрасного сада. Тем более что у Лены много идей и планов на будущее. Переделываются входные ворота, водопад, на очереди стоит создание беседки в современном стиле, нависающей над водой. Особенно меня заинтриговало название веранды – «веранда лунного света», на которой можно любоваться луной, роняющей отблеск на гравийные отсыпки, «слушать звуки дождя и пение лягушек у себя в пруду».

Закончить рассказа об этом удивительном саде мне хотелось бы еще одной цитатой из письма Елены, пусть даже в чем-то она противоречит моему мнению: «. чтобы так тонко чувствовать, надо быть японцем – поэтом. К сожалению, я всего лишь ландшафтный дизайнер, пытающийся чувствовать как они. Но научиться этому по книжкам невозможно. Можно говорить об этом, можно делать это, и пусть даже будет казаться, что неплохо, но так тонко и глубоко, как у них, не получится. Менталитет иной. Мы все время куда-то спешим и как бы между прочим делаем свои сады. Но все известные японские сады создавались чуть ли не веками целыми династиями, передававшими свою любовь и знания из поколения в поколение. Может в этом и есть сила их притягательности?»

Фото и текст – Ирина Андрианова

anshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshinsad@gmail.com

Gastrochilus japonicus

Gastrochilus japonicus (возможное русское название Гастрохилус японский) — вид эпифитных травянистых растений семейства Орхидные.

Вид не имеет устоявшегося русского названия, в русскоязычных источниках обычно используется научное название Gastrochilus japonicus.

Содержание

Синонимы

  • Saccolabium somai Hayata, (1914)
  • Gastrochilus somai (Hayata) Hayata, (1915)
  • Gastrochilus holttumianus S.Y.Hu & Barretto (1976)
  • Gastrochilus taiwanianus S.S.Ying (1977)
  • Saccolabium japonicum Makino (1891) basionym

Биологическое описание

Миниатюрное моноподиальное растение до 8 см высотой.

Листья 5—10 см длиной и 1,0—1,5 см шириной.

Соцветие около 2 см в длину, 4—7 цветковое, располагается под розеткой листьев.

Цветки около 2 см в диаметре, по 4—7 на коротком цветоносе, имеют слабый аромат, похожий на аромат цветков нарцисса.

Распространение, экологические особенности

Естественный ареал вида — Япония и Тайвань. В Японии Gastrochilus japonicus встречается на островах Хонсю, Амами, Ириомотэ, Исигаки, Сикоку, Кюсю, Яку, Окинава, Сакисима и Рюкю. В Тайване растение встречается в лесах на всей территории острова, на высотах от 500 до 2000 метров над уровнем моря.

В природе редок. Относится к числу охраняемых видов (II приложение CITES).

В местах естественного произрастания зафиксированы экстремальные температуры: 31 °C и 0 °C.

Средние температуры (день/ночь) с 18,6/8,6 °С в январе до 26,1/17,2 °C в августе.

Период цветения: с апреля по сентябрь, с пиком в летний период [2] .

  • Т — Средняя температура воздуха (ночь/день)
  • Ос — Количество осадков, мм
МесяцТОс
январь12/18°103
февраль12/18°192
март14/20°211
апрель18/24°127
май21/27°214
июнь23/30°200
июль25/32°113
август25/31°117
сентябрь23/30°151
октябрь21/26°104
ноябрь17/23°96
декабрь14/19°81

В культуре

Свет: от слабого до умеренного; 20000—30000 люкс (рассеянный свет, лёгкое притенение).

Средняя дневная температура воздуха летом 25—26 °C, ночная 17—18 °C, с ежедневной амплитудой 7—9 °C. Из-за широкого диапазона местообитаний, растения могут быть адаптированы к условиям на 3—4 °C теплее или холоднее, чем указано выше. Дневная температура воздуха зимой 19—20 °C, ночная 9—10°C [2] .

Наиболее предпочтительна посадка растения на блок с подкладкой из мха или корней папоротника.

Специальные комплексные удобрения для орхидей в минимальной концентрации используются только в период активной вегетации.

Болезни и вредители

Примечания

  1. World Checklist of Gastrochilus japonicus. The Royal Botanic Gardens, Kew.
  2. 12Видовой очерк на сайте Orchidarium.pl

Литература

  • Flora of China Editorial Committee, Addendum, 200?. Fl. China ,Checklist Addendum.

Ссылки

  • Gastrochilus japonicus на сайте Internet Orchid Species Photo Encyclopedia (англ.)
  • Gastrochilus japonicus на сайте tropicos.org (англ.)
  • Gastrochilus japonicus на сайте Electronic Plant Information Centre of Royal Botanic Gardens, Kew (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Gastrochilus inconspicuus
  • Gastrochilus matsuran

Смотреть что такое “Gastrochilus japonicus” в других словарях:

Gastrochilus — bellinus Systematik Ordnung: Spargelartige (Asparagales) Familie … Deutsch Wikipedia

Gastrochilus — ? Gastrochilus … Википедия

Gastrochilus — Gastrochilus … Wikipedia Español

Gastrochilus — Taxobox name = Gastrochilus image width = 210px image caption = Gastrochilus bellinus regnum = Plantae divisio = Magnoliophyta classis = Liliopsida ordo = Asparagales familia = Orchidaceae subfamilia = Higher Epidendroideae tribus = Vandeae… … Wikipedia

Saccolabium japonicum — ? Gastrochilus japonicus Гастрохилус японский Научная классификация Царство: Растения … Википедия

Вандовые — Некоторые представители трибы Vande … Википедия

Omoro Botanical Garden — The Omoro Botanical Garden (おもろ植物園, Omoro Shokubutsuen?, 4 hectares), also known as the Omoro Arboretum, is an arboretum and botanical garden located in the Ocean Expo Park, 424 Ishikawa, Motobu, Okinawa, Japan. It is open daily except Thursdays; … Wikipedia

Блок (цветоводство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Блок. Блок для культивирования эпифитных растений с растущими на нем гибридными фаленопсисами Блок фрагмент коры сосны, пробкового дуба или друг … Википедия

Vandeae — ? Vandeae Некоторые представители трибы Vandeae: Angraecum Infundibulare, Vanda Pachara Delight, Vanda Tricolor Insignis, Vanda Lissochiloides. Научная классификация Царство: Растения Отдел … Википедия

Гастрохилус японский — Сад “Сад1” — Елена (id2567)

С чего начать устройство японского сада? Как его спланировать? Достаточно ли органично он будет смотреться в окружении неприглядных соседских домов и сараев? И, в конце концов, возможно ли вообще создать японский сад в условиях Москвы или Питера? Обо всем этом рассказывает ландшафтный дизайнер Ирина АНДРИАНОВА (Москва).

Многие из тех, кому нравятся японские сады, задавались такими вопросами. И некоторое время тому назад положительно ответить на них было практически невозможно. Но сейчас в нашем распоряжении уже имеются не только теоретические работы, но и несколько успешных проектов, воплощённых в жизнь. Глядя на них, общаясь с их создателями, понимаешь, что японские сады в России — это не утопия, а реальность, конкретика, основанная на знаниях и любви к этим садам.

Читайте также:  Грибы в Тюмени: описание видов с фото, лучшие грибные места

Сад Александра Толоконникова.

Ведь каждый автор начинал с книг, журналов, фотографий, общения со знающими людьми. Сады создавались постепенно, не все избежали ошибок, которые впоследствии требовали исправления. Тем ценнее тот опыт, которым авторы садов могут с нами поделиться.

Несмотря на то, что все сады разные, у них есть один общий признак. Они японские не потому, что там находится японский фонарь или бамбуковая изгородь. Нет, они японские именно по настроению. И даже если мы уберём эти элементы, сад всё равно останется японским. И это правильный подход.

Сад Татьяны Матрусовой.

Прежде всего, важна структура, определённое сочетание пустого пространства и зарослей, правильный подбор и формирование растений, а также сдержанность, умение не переборщить, использование минимума средств для достижения максимальной выразительности (последнее, пожалуй, для русского человека особенно сложно и актуально). И только затем можно добавлять такие элементы как фонарь, водное устройство, бамбуковый забор, где они необходимы. А необходимость их обуславливается архитектурой стоящих на участке зданий, степенью изолированности японского сада от окружения и тем типом японского сада, который был выбран в качестве модели.

Сад Ирины Андриановой.

Некоторые элементы японского сада присутствуют и в европейских садах, но выглядят несколько иначе. Например, водоём, дорожки, мощение, отсыпка, ручьи — их можно использовать для обычного сада смелее, нежели те, что мы встречаем только в Японии.

Я не буду сейчас подробно останавливаться на всех этих моментах, так как в наше время существует довольно много информации, как в Интернете, так и в печатных изданиях. Частично я уже затрагивала эти вопросы при написании статьи «Японский сад в России», где дан анализ большинства наших японских садов.

Сад Елены Асташкиной.

Сейчас, спустя три года, сады эти повзрослели, во многих появилось что-то новое. Так, в саду Татьяны Николаевны Матрусовой на центральном острове теперь расположена буддистская каменная триада сандзон-сэки. С ее появлением изменился и облик всего японского сада, получив новое звучание.

Сад Татьяны Матрусовой.

Добавились новые фотографии садов Наталии Жуковой, Надежды Агуловой, Елены Глубоковских. Изменился и мой сад.

Сад Наталии Жуковой.

Сад Надежды Агуловой.

Сад Елены Глубоковских.

Сад Ирины Андриановой.

Я написала статью про сад Глеба Успенского, который наверняка заинтересует каждого, кто увлечен Японией.

Этот проект представляет для нас особый интерес ещё и тем, что дом и другие строения на участке сделаны в едином стиле и сочетаются с садом. А ведь это едва ли не основная проблема наших участков!

Сад Глеба Успенского.

Японский сад органично смотрится рядом с японским домом. Или же, если это небольшой уголок, то его лучше изолировать от основного сада при помощи различных изгородей. С другой стороны, японский дом сегодня — совсем не то, что было раньше. Стремительно проникающая в эту страну европейская культура внесла значительные коррективы в архитектуру Японии. Сами японцы, начиная со второй половины XIX века, ломали голову над этой проблемой, пытаясь найти новый образ сада, который бы сочетался с новыми домами. Часто на одном участке строили два сада: традиционный японский и европейский. Некоторым талантливым дизайнерам удавалось создать сад, который органично смотрелся как с европейским домом, так и с японским. И изучение их опыта невероятно ценно для нас.

Конечно, идеальный вариант — сразу строить дом в японском стиле. Но не всегда это получается. В таком случае можно изменить внешнюю отделку, приблизив её к идеалу. Например, перекрасить стены, заменить окна, переделать крышу, что-то добавить. Особо хочу отметить такие элементы японской архитектуры как крытые переходы между строениями и энгава (крытая галерея, примыкающая к дому с одной или нескольких сторон). Вот уж действительно выход! Тем более что такие веранды не противоречат нашей дачной жизни, скорее, наоборот!

Но вернёмся к нашим садам. Три года назад я задумывала написать статью, которую можно было бы продолжать по мере моего знакомства с новыми японскими садами. Ведь в нашей стране очень много талантливых людей, много тех, кто увлечён Японией, кто начинает или уже находится в процессе создания японского сада. Кто-то пока не готов показать промежуточные результаты, а кто-то подошёл к тому моменту, когда сад начинает показывать себя во всей красе. Поэтому сейчас мне бы хотелось сказать отдельно несколько слов о двух садах, помимо тех, о которых я уже писала.

Один из них находится в Подмосковье, его автор – Андрей Седов. Многие из читателей «Вестника садовода» знают его лично и хорошо представляют всю глубину его увлечения японской культурой. Андрей признается, что большое количество прочитанного и увиденного им в один прекрасный момент потребовало реального воплощения. И воплощением этой мечты о Японии стал его собственный японский сад.
Участок, отведенный под эти цели, представлял собой длинный, вытянутый кусочек земли, приблизительно 5 на 10 метров, зажатый между склоном оврага и северной стеной дома. Для такого маленького уголка наилучшим решением стал чайный сад. Здесь присутствуют практически все компоненты данного типа японского сада. Это и беседка-павильон для чаепитий с небольшим круглым окошком и крышей, покрытой тростником. Перед входом в неё, как это делалось в чайных садах, положен камень куцунуги-иси, на котором у японцев принято оставлять обувь.

Сад Андрея Седова.

Это и дорожки из пошаговых камней, уложенные вдоль беседки. Между камнями заботливыми руками Андрея посажен мягкий изумрудный мох, мгновенно придавший саду ощущение старины.

Здесь есть крытые ворота, сделанные по образцу японских ворот тюмон, которые устанавливались в чайных садах. Рядом с беседкой —каменная чаша тёдзубати. Её Андрей изготовил лично из куска доломита. Поверх чаши лежат две бамбуковые палочки, служащие подставкой для бамбукового ковшика, которым зачерпывают воду. В саду есть три вида японских фонарей. Первый стоит рядом с водным устройством, второй освещает путь в тёмное время суток на пути к беседке. Третий фонарь – юкими-гата, с широкой верхней частью, предназначен для любования снегом.

Особенно мне понравилась в саду Андрея лестница, ведущая на дно оврага, где в будущем планируется создание естественного водоёма. Несмотря на то, что сделана она, исходя из практических целей, смотрятся ступени очень живописно и по-японски, благодаря своей простоте, природным материалам и замечательному лесному окружению.

Хочется особо отметить то внимание к деталям , которое проявляет Андрей при строительстве сада, используя свои знания и черпая вдохновение в японской поэзии. Здесь всё не случайно: каждый кусочек мха, каждый камень, каждый поворот сухого ручья или упавший в каменную чашу цветок — всё это продумано автором так, чтобы создать особое настроение у каждого, кто окажется в этом прекрасном саду.

Второй сад, о котором я хотела бы сказать — сад Марии Юрасовой. Площадь его — 5 соток, что составляет приблизительно одну шестую всего участка. Мария всегда хотела сделать японский прогулочный сад, но, во-первых, для такого сада не было места, и во-вторых, её останавливало окружение участка: заборы из сетки-рабицы, дома и сараи соседей, которые входили бы в диссонанс с аутентичным японским садом. Поэтому решено было сделать стилизованный уголок с намёком на Японию, но без использования узнаваемых японских элементов. Так как участок находился на болоте, с высокими грунтовыми водами, основная часть сада была отдана под естественный пруд. Непосредственно на берегу Мария поставила беседку в восточном стиле. Само её расположение у большого водоёма, форма крыши, настил на сваях над водой придают этому уголку японский колорит.

Сад Марии Юрасовой.

Интересен и сам пруд. Главной его загадкой является форма. Сложно поверить, но водоём с кажущейся извилистой береговой линией, на самом деле имеет прямоугольную форму. Такого эффекта удалось достичь благодаря самой дорожке, которая идёт вокруг пруда, и посадке растений. Дорожка не повторяет контур водоёма, а очерчивает свой, то удаляясь от воды, то приближаясь к ней; растения разрастаются и сглаживают берега, создавая новые очертания.

Мне кажется, что сад Марии универсален. Он может подойти как под японский дом, так и под европейский. И тем, кто хочет иметь японский сад, но не видит возможности сделать его у себя на участке, стоит обратить внимание на такой замечательный вариант.

А мне, в свою очередь, хочется верить, что все эти сады, которые сделаны в нашей стране, вдохновят многих других на создание у себя на участке японского сада. По крайней мере, я очень на это надеюсь!

Ирина АНДРИАНОВА, ландшафтный дизайнер, Москва.

Японский сад (часть 1)

Японский сад: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Японский сад в жанре хайку

Над вишней в цвету
Спряталась за облака
Скромница луна.

Мацуо Басе (1644-1694),
перевод Владимира Соколова

«Японский сад можно сравнить со стихотворением в жанре хайку. Он сводит сложность природного мира к его сути в саду» 1 , сказал ландшафтный дизайнер из Калифорнии Марк Борн, использующий растения родной природы в саду таким образом, чтобы вобрать ощущение «ваби» – поэтическую атмосферу уединения, которое характеризовало культуру чайного сада («тянива») периода XVI века. Чайные домики – «тясицу» в то время располагались за пределами городов и предполагали бегство от суеты городской жизни и уединение в сельской местности. Эта традиция сохраняется и поддерживается в Японии и в настоящее время. Гости, приглашенные на чайную церемонию, начинают свое путешествие к чайному домику по выложенной из камней дорожке («родзи»), которая постепенно ведет гостя в чайный домик, где хозяин приготовит и подаст чай согласно строгим предписаниям ритуала чайной церемонии.

Идеальный японский чайный сад виден сквозь окно как часть и продолжение чайного домика или павильона. Находящиеся в нем люди, поцеживая чай, отдыхают за столом во внутреннем помещении или в кресле на крытой веранде. Получать эстетическое наслаждение от рассматривания в окно японского сада можно в любую погоду и в любое время года, так как японские сады устроены так, что в их композиции учитывается смена времен года.

Чайные сады различаются по размерам и тому, что находится внутри сада. В зависимости от желания и возможностей в саду могут находиться деревья, цветы, зеленые растения, искусственные водопады, ручьи, отдельно расположенные камни или огромные каменные глыбы. Однако чайный сад можно создать и посредством очень скромных затрат и на очень небольшой территории, причем такие скромные сады требуют минимального ухода. При желании можно создать красивый японский сад в стесненных условиях городской среды, на небольшом балконе городской квартиры, на подоконнике и даже на письменном столе. Если удачно выбрать точку наблюдения, то можно добиться эффекта присутствия в японском саду, и подзаряжаться его животворной энергией после суеты и стрессов, которыми полна наша жизнь.

Японский сад в миниатюре

Как-то просматривая старые журналы, в октябрьском номере американского журнала Popular Mechanics за 1930 год я натолкнулась на статью Боба Хартли о том, как самому создать миниатюрный японский сад. Идея мне понравилась. Думаю, что и всех тех, кто тоже мечтает о своем неповторимом японском саде, но не знает о нем ничего или не имеет подходящего земельного участка для того, чтобы разбить такой сад в натуральную величину, привлечет идея о создании миниатюрного, но настоящего японского сада с живыми растениями и настоящим прудом, за которым надо будет ухаживать так же, как и за японским садом в натуральную величину.

Альтернативным решением может быть создание японского сада с использованием искусственных объектов: искусственного дерева бонсай, миниатюрных искусственных кустиков, цветов, камней и песка. Если кого-то привлечет идея миниатюрного сада, то можно воспользоваться фигурками и компонентами из имеющихся в продаже различных моделей японского сада камней.

Главное – тот сад, который вы будете создавать, не должен оставлять впечатления сумбурно собранных, не гармонирующих по размерам и пропорциям фигурок, камней и растений, что японцы оценят как вульгарную подделку, а нам такой сад вряд ли поможет настроиться на атмосферу отдыха и восприятия красоты пусть и миниатюрного, но настоящего японского сада.

Поэтому прежде чем начать создавать такой миниатюрный японский сад, необходимо представить себе, что вкладывается в понятие «японский сад», из каких элементов он состоит, и каковы принципы его композиции.

Сакутэй-ки

В глубине одинокого сердца
Чувствую, что должна умереть
Как бледная росинка
На траве моего сада
В сгущающихся тенях сумерек
2
Госпожа Каса (VIII в.)

Китайский император Ин Чжэн Цинь Шихуанди (259-210 г.г. до н.э.) вошел в историю как правитель первого централизованного китайского государства, при котором была построена Великая китайская стена и огромный погребальный комплекс с знаменитой «терракотовой армией», которая должна была сопровождать императора в потустороннем мире после его смерти. С его именем связано зарождение китайской пейзажной живописи и создание дворцовых комплексов, окруженных ландшафтными парками, представлявшими в уменьшенном размере все уголки обширных владений первого китайского императора.

В период правления Цинь Шихуанди зародилось своеобразное искусство «пенжин» – создание миниатюрных макетов ландшафтов. В последующие века искусство создания миниатюрных природных композиций из камней, песка и растений получило дальнейшее развитие. В этот период началось формирование различных направлений и школ этого вида искусства, которое было продолжено в Японии, где на основе привезенных из Китая знаний о создании гармоничной окружающей среды и миниатюрных макетов «пенжин» появились новые направления, отличающиеся техникой и способами отображения природных ландшафтов, такие как бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонкэй и бонсай.

Первые сады появились в Японии в период строительства там больших погребальных курганов, получивший название Кофун (300-552 г.г.) 3 . В районе Асука префектуры Нара во время археологических раскопок были обнаружены сформированные из гальки и булыжников ложа искусственных ручьев и прудов, которые были построены китайскими мастерами и напоминали по структуре большие китайские сады с прудами. В последующий период Нара (710-784 г.г.) таких садов становится все больше и, вероятнее всего, их начали создавать местные мастера. Сады этого периода отличались более мягкими линиями берегов ручьев и прудов, берега прудов не были усилены каменными стенами, а имели извилистые отмели и пляжи, покрытые галькой. В последние годы в городе Тоин префектуры Миэ и в дворцовом комплексе в древней столице Японии Хэйдзе-Ке (VIII век) были отреставрированы два сада той эпохи. Золотой век аристократических японских садов, когда развитие архитектуры садов достигло апофеоза, приходится на период Хэйан (794-1185 г.г.), название которого может быть переведено, как «спокойствие, мир». К этому периоду относится древнейшее сохранившееся до наших дней руководство по садоводству «Записки об устройстве садов» – «Сакутэй-Ки», более известное на русском языке как «Трактат о садоводстве» или «Тайная книга садов». Этот трактат не утратил своего значения и в настоящее время.

Читайте также:  Как правильно обрезать плетистые розы - видео-инструкция

И почти все авторы, которые писали о японских садах впоследствии, ссылаются на этот трактат. Написание «Сакутэй-Ки» традиционно приписывается Тэчибана Тошицуна (1028-1094 г.г.). Несмотря на то, что этот период ознаменован строительством большого количества буддистских храмов и ростом количества исповедующих буддизм среди населения Японии, в «Сакутэй-Ки» синтоистская вера в то, что все предметы являются живыми чувствующими существами, применяется к композиции сада. Эта концепция, характерная для периода Хэйан, называется «моно но аварэ», что переводится дословно, как «пафос предметов». «Моно но аварэ» можно также перевести, как «осознание быстротечности», «ощущение мимолетности». Состояние, которое соответствует такому ощущению можно описать, как горькую радость от того, что все быстротечно, а также грусть и тоску, что все преходяще. Это ощущение, как мне кажется, чутко передала поэтесса начала VIII века Каса но Ирацумэ, известная также, как Госпожа Каса, которая писала стихотворения в стиле вака – японском жанре любовной лирики, популярном в средневековой Японии.

Знание и использование вака в переписке являлось показателем образованности и вкуса просвещенной элиты эпохи Хэйан. Кем бы ни был автор трактата «Сакутэй-Ки», о нем можно сказать, что, как и госпожа Каса, вероятнее всего, он не был садовником, а был придворным или высокообразованным дворянином. В трактате рассказывается о том, как создать хороший сад, о методах и правилах устройства садов. Многие концепции, представленные в трактате, взяты из китайских книг по устройству садов и садоводству. Однако уже проявляются различия, характерные для японского искусства сада. Так, например, повторяя правила китайской науки о гармонии с окружающей средой Фэн-шуй, которая по существу является даосской практикой символического освоения пространства, автор трактата предлагает альтернативные решения. По мнению автора, девять ивовых деревьев могут заменить реку, а три кипариса – холм. Автор считает, что в случае если метафизические правила неразумны и ограничивают создателя сада, то их можно заменить более простыми и гибкими. Такой подход характерен для Японии, когда идеи, заимствованные в других странах, изменяются так, чтобы они подходили японцам и гармонично вливались в японскую культуру.

Читайте во второй части статьи:

  • Элементы японского сада
  • Принципы композиции
  • Пространство и время

Заринэ Арушанян, г. Ереван

1 Chadine Flood Gong, Lisa Parramore, Svein Olslund, «Living with Japanese Gardens»
2 Перевод Арушанян З. Л.
3 Patrick Taylor, The Oxford companion to the garden

Гастрохилус японский — Сад “Сад1” — Елена (id2567)

Японские сады: японский сад камней, сад цветов и декоративных растений, комбинированный японский сад

В мире ландшафтного дизайна с каждым годом приобретают всё большую популярность японские сады. Являясь уникальным образцом ландшафтного дизайна страны Восходящего Солнца, японские сады являются действительно оригинальным и эффектным украшением любой приусадебной территории или садового участка, своеобразным закрытым миром, оазисом вдохновения и природной гармонии.

Японские сады отличаются своим разнообразием и могут быть холмистыми или равнинными, в зависимости от преобладания тех или иных доминирующих элементов.

Основные элементы, которые используются при создании японских садов – природные камни, песок, вода и самая разнообразная растительность, которая является украшением сада. При этом все элементы должны гармонично сочетаться между собой, образовывая единую композицию. Главный принцип, которого необходимо придерживаться, создавая японский сад у себя на участке, это полная гармония, подражание природному ландшафту, полное отсутствие «неприродной» симметрии, принцип неповторяемости элементов, налет незавершенности.

На больших территориях можно совмещать между собой несколько смешанных японских садов, а на маленьких территориях обустраивать небольшие, компактные равнинные (плоские) сады. Стоит отметить, что японские сады можно размещать в тенистых участках вашего сада, поскольку большинство видов растений, которые используют для озеленения японских садов, относятся к теневыносливым и тенистым видам, поэтому хорошо растут и развиваются именно на плохо освещенных участках местности.

Перед тем, как приступить к созданию японского сада, нужно определить будущее место его расположения. Сад в японском стиле можно размещать как на ровной, так и на холмистой местности или даже на участках с небольшим уклоном. Участок необходимо хорошо перекопать, очистить от сорных растений, удалить ненужные кустарники, растения или деревья. Если участок имеет неровности, можно устроить каскад. Для этого из бетона или камней обустраивают небольшой фундамент. Землю на каждом участке выравнивают граблями. Перед оформлением каждого участка необходимо продумать общую концепцию самого сада и составить предварительный эскиз размещения основных элементов.

Разновидности японских садов:

  • японский сад камней,
  • сад цветов и декоративных растений,
  • комбинированный японский сад.

1.
Японский сад камней

2.
Японский сад цветов и декоративных растений

3.
Комбинированный японский сад

Большое значение при создании японских садов уделяется именно камням, которые должны сочетаться между собой по форме, структуре и размерам, составляя единую композицию. Пространство между камнями можно заполнить мелким гравием, песком или галькой.

Основными камнями, которые используют при обустройстве восточных садов, являются высокий вертикальный, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни. Как правило, камни размещают триадами или же несколько одинаковых по форме, но разных по размеру в непосредственной близости друг от друга. Стоит избегать камней с сильно деформированной поверхностью или слишком острых камней. Камни должны дополнять друг друга, создавая единство и подчеркивая неуловимую гармонию участка. Из камней можно выкладывать фигуры, размещать их хаотично на территории или вдоль дорожек, а также использовать для создания декоративных мостиков.

Одну из главных ролей при создании восточных садов выполняют водные элементы – ручейки, миниатюрные каналы, каскадные водопады, пруды, фонтаны. Тут уже все зависит от ваших личностных предпочтений и общей концепции сада.

Что касается растительности, предпочтение стоит отдавать компактным, не слишком раскидистым зеленым насаждениям. Помимо этого, специалисты в области ландшафтного дизайна рекомендуют использовать при обустройстве восточных садов мхи, лишайники, наземные виды растений, газонную траву, деревья и кустарники с «плакучей» кроной.

Также можно высаживать и цветущие растения с однотонным окрасом цветков. Из цветущих растений органично будут смотреться хосты, астильбы, меконопсис, трициртис, кирингисема. Водоемы и территорию возле них можно украсить ирисами, ситником, рогозом, кувшинками, папоротниками, осоками, белокрыльником.

Основу японских садов составляют вечнозеленые декоративные кустарники с насыщенно зеленой окраской листьев (черная ольха, клен зеленокорый, бересклет крылатый) и хвойные виды растений. Низкорослые формы растений высаживают возле камней, на берегу искусственных водоемов, вдоль дорожек. Необходимо спланировать свой сад таким образом, чтобы маленький уголок живой природы выглядел привлекательно в любое время года. Если камни являются «скелетом» японского сада, то правильно подобранные растения указывают на сезонность, олицетворяя в японской культуре переменность, непостоянство бытия.

Дополнить ландшафт можно беседками, скамейками, фонарями, мостиками, и другими оригинальными архитектурными строениями или скульптурами в восточном стиле. Немаловажным элементом при обустройстве сада в японском стиле является светильники, пагоды, тсукубаи, бамбуковые заборчики и оградки, деревянные и каменные мостики. Дизайн японского сада должен соответствовать месту, а не наоборот. Сначала размещают камни, затем водоемы и только потом высаживают растения и другие декоративные элементы сада.

Дорожки лучше всего размещать по периметру сада, не нарушая целостность природного ландшафта. Все материалы, которые используются при создании японского сада, должны быть природными и натуральными.

Японский сад (часть 1)

Японский сад: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Японский сад в жанре хайку

Над вишней в цвету
Спряталась за облака
Скромница луна.

Мацуо Басе (1644-1694),
перевод Владимира Соколова

«Японский сад можно сравнить со стихотворением в жанре хайку. Он сводит сложность природного мира к его сути в саду» 1 , сказал ландшафтный дизайнер из Калифорнии Марк Борн, использующий растения родной природы в саду таким образом, чтобы вобрать ощущение «ваби» – поэтическую атмосферу уединения, которое характеризовало культуру чайного сада («тянива») периода XVI века. Чайные домики – «тясицу» в то время располагались за пределами городов и предполагали бегство от суеты городской жизни и уединение в сельской местности. Эта традиция сохраняется и поддерживается в Японии и в настоящее время. Гости, приглашенные на чайную церемонию, начинают свое путешествие к чайному домику по выложенной из камней дорожке («родзи»), которая постепенно ведет гостя в чайный домик, где хозяин приготовит и подаст чай согласно строгим предписаниям ритуала чайной церемонии.

Идеальный японский чайный сад виден сквозь окно как часть и продолжение чайного домика или павильона. Находящиеся в нем люди, поцеживая чай, отдыхают за столом во внутреннем помещении или в кресле на крытой веранде. Получать эстетическое наслаждение от рассматривания в окно японского сада можно в любую погоду и в любое время года, так как японские сады устроены так, что в их композиции учитывается смена времен года.

Чайные сады различаются по размерам и тому, что находится внутри сада. В зависимости от желания и возможностей в саду могут находиться деревья, цветы, зеленые растения, искусственные водопады, ручьи, отдельно расположенные камни или огромные каменные глыбы. Однако чайный сад можно создать и посредством очень скромных затрат и на очень небольшой территории, причем такие скромные сады требуют минимального ухода. При желании можно создать красивый японский сад в стесненных условиях городской среды, на небольшом балконе городской квартиры, на подоконнике и даже на письменном столе. Если удачно выбрать точку наблюдения, то можно добиться эффекта присутствия в японском саду, и подзаряжаться его животворной энергией после суеты и стрессов, которыми полна наша жизнь.

Японский сад в миниатюре

Как-то просматривая старые журналы, в октябрьском номере американского журнала Popular Mechanics за 1930 год я натолкнулась на статью Боба Хартли о том, как самому создать миниатюрный японский сад. Идея мне понравилась. Думаю, что и всех тех, кто тоже мечтает о своем неповторимом японском саде, но не знает о нем ничего или не имеет подходящего земельного участка для того, чтобы разбить такой сад в натуральную величину, привлечет идея о создании миниатюрного, но настоящего японского сада с живыми растениями и настоящим прудом, за которым надо будет ухаживать так же, как и за японским садом в натуральную величину.

Альтернативным решением может быть создание японского сада с использованием искусственных объектов: искусственного дерева бонсай, миниатюрных искусственных кустиков, цветов, камней и песка. Если кого-то привлечет идея миниатюрного сада, то можно воспользоваться фигурками и компонентами из имеющихся в продаже различных моделей японского сада камней.

Главное – тот сад, который вы будете создавать, не должен оставлять впечатления сумбурно собранных, не гармонирующих по размерам и пропорциям фигурок, камней и растений, что японцы оценят как вульгарную подделку, а нам такой сад вряд ли поможет настроиться на атмосферу отдыха и восприятия красоты пусть и миниатюрного, но настоящего японского сада.

Поэтому прежде чем начать создавать такой миниатюрный японский сад, необходимо представить себе, что вкладывается в понятие «японский сад», из каких элементов он состоит, и каковы принципы его композиции.

Сакутэй-ки

В глубине одинокого сердца
Чувствую, что должна умереть
Как бледная росинка
На траве моего сада
В сгущающихся тенях сумерек
2
Госпожа Каса (VIII в.)

Китайский император Ин Чжэн Цинь Шихуанди (259-210 г.г. до н.э.) вошел в историю как правитель первого централизованного китайского государства, при котором была построена Великая китайская стена и огромный погребальный комплекс с знаменитой «терракотовой армией», которая должна была сопровождать императора в потустороннем мире после его смерти. С его именем связано зарождение китайской пейзажной живописи и создание дворцовых комплексов, окруженных ландшафтными парками, представлявшими в уменьшенном размере все уголки обширных владений первого китайского императора.

В период правления Цинь Шихуанди зародилось своеобразное искусство «пенжин» – создание миниатюрных макетов ландшафтов. В последующие века искусство создания миниатюрных природных композиций из камней, песка и растений получило дальнейшее развитие. В этот период началось формирование различных направлений и школ этого вида искусства, которое было продолжено в Японии, где на основе привезенных из Китая знаний о создании гармоничной окружающей среды и миниатюрных макетов «пенжин» появились новые направления, отличающиеся техникой и способами отображения природных ландшафтов, такие как бонсэки, суйсэки, сайкэй, бонкэй и бонсай.

Первые сады появились в Японии в период строительства там больших погребальных курганов, получивший название Кофун (300-552 г.г.) 3 . В районе Асука префектуры Нара во время археологических раскопок были обнаружены сформированные из гальки и булыжников ложа искусственных ручьев и прудов, которые были построены китайскими мастерами и напоминали по структуре большие китайские сады с прудами. В последующий период Нара (710-784 г.г.) таких садов становится все больше и, вероятнее всего, их начали создавать местные мастера. Сады этого периода отличались более мягкими линиями берегов ручьев и прудов, берега прудов не были усилены каменными стенами, а имели извилистые отмели и пляжи, покрытые галькой. В последние годы в городе Тоин префектуры Миэ и в дворцовом комплексе в древней столице Японии Хэйдзе-Ке (VIII век) были отреставрированы два сада той эпохи. Золотой век аристократических японских садов, когда развитие архитектуры садов достигло апофеоза, приходится на период Хэйан (794-1185 г.г.), название которого может быть переведено, как «спокойствие, мир». К этому периоду относится древнейшее сохранившееся до наших дней руководство по садоводству «Записки об устройстве садов» – «Сакутэй-Ки», более известное на русском языке как «Трактат о садоводстве» или «Тайная книга садов». Этот трактат не утратил своего значения и в настоящее время.

Читайте также:  Испанская голошейная порода кур: особенности разведения, характеристики, фото

И почти все авторы, которые писали о японских садах впоследствии, ссылаются на этот трактат. Написание «Сакутэй-Ки» традиционно приписывается Тэчибана Тошицуна (1028-1094 г.г.). Несмотря на то, что этот период ознаменован строительством большого количества буддистских храмов и ростом количества исповедующих буддизм среди населения Японии, в «Сакутэй-Ки» синтоистская вера в то, что все предметы являются живыми чувствующими существами, применяется к композиции сада. Эта концепция, характерная для периода Хэйан, называется «моно но аварэ», что переводится дословно, как «пафос предметов». «Моно но аварэ» можно также перевести, как «осознание быстротечности», «ощущение мимолетности». Состояние, которое соответствует такому ощущению можно описать, как горькую радость от того, что все быстротечно, а также грусть и тоску, что все преходяще. Это ощущение, как мне кажется, чутко передала поэтесса начала VIII века Каса но Ирацумэ, известная также, как Госпожа Каса, которая писала стихотворения в стиле вака – японском жанре любовной лирики, популярном в средневековой Японии.

Знание и использование вака в переписке являлось показателем образованности и вкуса просвещенной элиты эпохи Хэйан. Кем бы ни был автор трактата «Сакутэй-Ки», о нем можно сказать, что, как и госпожа Каса, вероятнее всего, он не был садовником, а был придворным или высокообразованным дворянином. В трактате рассказывается о том, как создать хороший сад, о методах и правилах устройства садов. Многие концепции, представленные в трактате, взяты из китайских книг по устройству садов и садоводству. Однако уже проявляются различия, характерные для японского искусства сада. Так, например, повторяя правила китайской науки о гармонии с окружающей средой Фэн-шуй, которая по существу является даосской практикой символического освоения пространства, автор трактата предлагает альтернативные решения. По мнению автора, девять ивовых деревьев могут заменить реку, а три кипариса – холм. Автор считает, что в случае если метафизические правила неразумны и ограничивают создателя сада, то их можно заменить более простыми и гибкими. Такой подход характерен для Японии, когда идеи, заимствованные в других странах, изменяются так, чтобы они подходили японцам и гармонично вливались в японскую культуру.

Читайте во второй части статьи:

  • Элементы японского сада
  • Принципы композиции
  • Пространство и время

Заринэ Арушанян, г. Ереван

1 Chadine Flood Gong, Lisa Parramore, Svein Olslund, «Living with Japanese Gardens»
2 Перевод Арушанян З. Л.
3 Patrick Taylor, The Oxford companion to the garden

Гастрохилус японский — Сад “Сад1” — Елена (id2567)

Японский сад в России

Хочу вновь открыть эту тему. Это уже третий заход, третья серия.

Для меня она вечная уже потому, что я совершенно убеждена в том, что опыт строительства японского сада имеет абсолютно интернациональный потенциал. Что это точно такое же принципиально важное направление развития ландшафтного дизайна, каким когда-то стал, скажем, тот же английский сад. Которое способно и мысль обогатить, и душу согреть. Обидно, что японский опыт уже во многих странах не только поняли, но и приняли. Приняли и применяют на практике. Сколько обществ, сколько журналов, посвященных ему! Сколько уже удачных садов, профессиональных и любительских, сделанных по принципам японского дизайна! А нам до сих пор приходится бороться с самою мыслью о возможности взглянуть на этот опыт иначе, чем на экзотическую побрякушку.

На этот раз непосредственным поводом к запуску этой третьей серии стало опубликование статьи о русском «японском» саде в английском журнале Shakkei. Она была написана по результатам поездки в Россию летом прошлого года одного английского (шотландского, кажется) энтузиаста, любителя японских садов. Кроме этого первого признания (безусловно знаменательного и важного) самого факта существования в нашей стране зарождающегося движения по изучению и практическому воплощению идей японского дизайна, эта статья важна из-за самого сада, которому она посвящена, ибо я сама считаю эту работу одним из наиболее удачных опытов внедрения принципов японского дизайна в отечественную практику.

Со статьей конечно стоит познакомиться в любом случае. Она предметна, объективна и доброжелательна. Но боюсь, что из-за традиционной английской сдержанности (назовем это так) и журнальной своей краткости не дает настоящего представления о саде, которым я вот уже целый год сама восхищаюсь бесконечно. И – увы – не дает она понимания того самого главного, что есть в этом саду – органического включения принципов японского дизайна в нашу среду и в конкретную ткань повседневной жизни русской семьи.
http://www.behance.net/gallery/The-Ja.

И мне хочется посвятить этому саду несколько б ольшее внимание. Моя задача облегчается тем, что благодаря статье Nigma все вы тоже хорошо знакомы с садом Елены Асташкиной:
http://www.websad.ru/articles.php?code=425

Давайте посмотрим на него еще раз и вникнем в него.

План сада Асташкиных, т. е. то, что важно для любого дизайнерского проекта с самого начала, мы еще не видели, поэтому я специально продублировала его в своем альбоме:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9804/1.

И здесь надо отметить несколько моментов, которые принципиально роднят дизайн этого сада с японским вообще и с дизайном японского усадебного сада в частности.
Во-первых, это – положение дома по отношению к саду.
Мы уже имели возможность убедиться в том, что из-за небольшой территории японских усадеб и во многом из-за японского менталитета, склонного к уединению, к ограждению частной жизни от посягательств извне, японский сад, окруженный строениями, обычно располагают в центральной части усадьбы. Сад, наслаждение природой для японца – это всегда уединение. Конечно японцу свойственно умение уходить в себя и в иных условиях, дзэн – хороший тому пример. Однако и в обычной жизни обычный японец сумел изобрести этот отдельный мир, мир на дому, так сказать. Если ты не очень богат – это сад-цубо, в буквальном смысле сад в доме. Состоятельный же человек устраивает сад в усадьбе, при этом “в усадьбе” опять заключает в себе буквальный смысл “внутри”.
Постройки в японской усадьбе обычно располагаются по периметру участка, иногда целиком окружая, охватывая собой сад. Любопытно, что именно такая организация пространства вовсе не кажется неразумной и для современных условий нашего существования. Постройки, сдвинутые, например, в один угол, как это сделано в усадьбе Асташкиных, выгодно освобождают для сада значительную территорию и создают особые условия для общения с уединенным кусочком собственной природы.

Необходимо сделать важное примечание к этому. В саду Асташкиных эффект уединения усилен тем, что по периметру участок обсажен крупномерным деревьямию

матрона, добавлю несколько фотографий этого сада, сделанные летом 2013. Расположила их по ходу моего продвижения по саду.
Вид от дома (на плане – 4):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Место отдыха (4):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Мостик, ведущий в сад:
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Деревянный настил от моста к беседке (8):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Саму беседку не фотографировала, но ее много на других фотографиях.
Вид от беседки на мост. Слева – зона огорода, которая очень органично вписывается в сад (13):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Вид от беседки на правую часть (11):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Идем вправо вдоль живой изгороди из туй и доходим до пруда (10):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Гравийная дорожка, огибающая пруд:
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Вид на пруд с другой стороны:
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Дальше – остров (мне видится, что это остров черепахи )):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
И, наконец, моя любимая часть – задний дворик (14). Он закрыт со всех сторон и практически не виден из сада. У меня было полное ощущение, что я наткнулась на него случайно 🙂 Напоминает мне буддистские садики при монастырях, такое «место медитации»:
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Забор впоследствии был декорирован бамбуковыми матами (можно увидеть на фото в статье).
Зимние фото у меня не получились, разве что вот этот камень, занесенный снегом, напомнил фигурку Будды )):
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.

Nigma, какие шикарные фотографии! каждый камешек на дорожке виден!
И мой любимый пруд с любимых ракурсов!
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
Кажется, уж все показала Nigma. Уверена, что вместе с нами многие восхитились этим садом. Nigma, огромное спасибо! Сама еще раз получила большое удовольствие. Можно я возьму эти фотки к себе в альбом?

Они нам очень пригодятся, поскольку моя задача на этот раз, помимо всего прочего, состоит еще и в том, чтобы посмотреть на этот сад, очень часто вызывающий воспоминания о Японии, глазами русского человека. Показать, как авторы этой работы извлекали из аутентичных японских садов то, что потенциально было приемлемо для нас. И еще раз взглянуть на японский сад глазами тех, кто изначально был уверен, что это совсем не его мечта.

Интересно узнать названия растений , которые растут в этом прекрасном саду. Что это за кустарники с голыми ногами ? http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.

И что за ампельные свисают в правом нижнем углу фото “место отдыха”? Хорошо бы ещё посмотреть на туи. Сложное у меня отношение к ним в японском саду. Неплохо бы увидеть и ручей на плане.
Посадки-то старые, видать. Одному маньчжурскому ореху лет десять.

[6]. а то и двадцать.

Уссурочка, [5] это сирень, если не путаю, венгерская. Лена их формирует, усиливая излом и голоногость.
[6] takedo, ампели – стефанандра. Участку девять лет – соответственно, ореху приблизительно столько же – это манчжурский орех – они быстро растут. Туи зеленой стеной смотрятся хорошо, попробую поискать – может где-нибудь на моих фотографиях попали в кадр.

[8]ну, ладно, пятнадцать, если ему при посадке было лет пять

Уссурочка, [5] это действительно венгерская сирень, она там везде.
Такой вот симбиоз японского сада и русской любви к сирени:
http://115.r.photoshare.ru/01155/00b0.
И это хочется подчеркнуть, поскольку такой симбиоз достаточно показателен для этого сада. Я бы даже сказала – для всей его концепции, сондиняющей принципы и фактуру японского сада с привычными для нас условиями.

[10]кстати, сирень в японских садах тоже встречается

Вот здесь в правом верхнем углу виден кусочек изгороди из туй
http://img-fotki.yandex.ru/get/9751/1.
Если обратите внимание, она любопытно подстрижена – выстрижена ровной стеной на высоту чуть выше человеческого роста, а выше практически без стрижки. Без этого экрана сад воспринимался бы совершенно иначе, участок небольшой и соседские немаленькие дома обступают его со всех сторон.
матрона, [10] согласна, и этот симбиоз создаёт очень интересную картинку. Казалось бы всё достаточно родное, привычное – сирени, спиреи, ивы .
http://img-fotki.yandex.ru/get/9088/1.
а мне при взгляде на это вспоминаются канонические японские пейзажи
http://karesansui.up.n.seesaa.net/kar.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6307/1.

матрона, [4] – конечно, берите ))
Элисса, [12] – какая ты молодец, что захватила туи! Я почему-то это не сделала, о чем потом очень жалела. Кстати, именно после этого сада изменилось мое отношение к туям в японском саду.
takedo, [11] – а Вы не могли бы показать сирень в японском саду? [6] – я не поняла, какой ручей Вы имеете в виду?

Элисса, да, интересная стрижка. Это хорошая находка, кроме всего прочего, экономящая пространство сада.
Nigma, нет, к сожалению, не могу. Никогда не видел. Тем не менее, она присутствует в списке растений, используемых в японских садах. Возможно, уже после их европеизации. Это сирень обыкновенная (Syringa vulgaris) – мурасакихасидои и сирень индийская (Lagerstroemia indica) – сарусубери. Помниться также, что когда-то мы разговаривали о сирени, и кто-то, чуть ли не Элисса, написала: “это единственный японский сад, где я видела сирень.” Какой сад имелся в виду, не помню.

takedo, [11] скорей всего сирень и в Японии можно найти, чего там только нет!
Но только у нас она со всей своей восточной генеалогией стала по-настоящему родной и беззаветно любимой.

Сирень в саду для нас это и есть русский сад, это образ русского сада, его утверждение. И неважно, что ее стремятся посадить к забору “чтоб не мешала” выращивать на шести сотках – раньше картошку для еды, а сейчас – зарубежные многолетники для красоты. Сирень остается душой нашего сада, и она продолжает быть и царствовать в нашем саду. А вот в японском, китайском, английском и ином другом – нет.

Что касается ручья в саду Асташкиных [6][13].
В статье Shakkei есть не совсем ясный намек на то, что это место в саду еще не вполне завершено:
With the installation of a pump the stream will create a series of waterfalls in front of the tea-house.

Этот ручей – не вполне ручей, а скорее что-то вроде последних ступеней водопада, или природный каскад, переходящий в пруд. Видимо изначально у авторов было довольно смутное представление о том, как все это будет выглядеть. Возможно поэтому и на плане”ручей” отсутствует. Знаю, что у них до сих пор есть мечта кардинально переделать это место. Но хочу уже сейчас свидетельствовать, что и в своем настоящем виде, оно представляет картину впечатляющую.
Вот фото самого Вадима, показанное в Shakkei:
http://img-fotki.yandex.ru/get/9825/1.

Я же прыгала вокруг и так и эдак, пытаясь найти тот ракурс, который мне напомнил вид знаменитого японского сада Тайдзо-ин. И думала: “вот, что должно здесь получиться!”

Думаю, что нам еще предстоит увидеть по-новому это место. Однако именно эта, на мой взгляд, одна из наиболее интересных картин сада заставляет вернуться нас к рассмотрению другого важнейшего принципа японского дизайна.
И это – внимание к рельефу сада.

Nigma, сирень сетчатая в японском саду, правда, сад этот в одном из ботанических садов в Штатах )))
http://2.bp.blogspot.com/-CJP2N4dYjv8.
ОФФ: [15] матрона, не соглашусь, что нет сиреней в других садах. В прошлом году попав в конце мая в Лондон, была очень удивлена сколько в садах этого города цветущей сирени, да и в сельских садах Великобритании она не редкий гость
http://cdn.gardensofscotland.org/imag.
А Штаты и Канада, похоже, давно обогнали нас по части сирени.
http://henbogle.files.wordpress.com/2.
http://tripsetter.com/wp-content/uplo.
http://columbiariverimages.com/Images.
http://garden337.files.wordpress.com/2013/06/dsc00362.jpg
http://warrengrovegarden.blogspot.ru/.
http://www.oceansbridge.com/paintings.
http://www.oceansbridge.com/paintings.

[17]я имел в виду сухой ручей, через который перекинут мост. Или это не ручей?

[14]лагерстремия и сирень относятся к разным семействам.

Ссылка на основную публикацию